Может ли Запад оставить Россию без бензина


позитив: AP

Чем России может грозить запрет на поставку катализаторов, используемых в нефтеперерабатывающей промышленности?

Не бог знает какой объем потребления катализаторов в нефтепереработке в России составляет 58 тыс тонн в год. Рядом этом порядка 60-70% из данного объема закупается у иностранных производителей.

Наиболее уязвимыми являются двушничек процесса, в которых в России практически полностью используют зарубежные катализаторы — это гидроочистка дизельного топлива и гидрокрекинг (операция для переработки особо тяжелых марок нефти).

Введение санкций на ввоз в страну зарубежных катализаторов может огласить к сокращению на 50-70% отечественных мощностей по глубокой переработке нефти. Пока приближенно называемый третий пакет санкций не затрагивает нефтепереработку — только оборудование в (видах перспективного производства нефти на ряде "сложных" месторождений. Если но санкции будут применены в отношении переработки, то они могут оказать влияние получи сектор в ближайшей перспективе после их ввода в действие.

Нехватка катализаторов может обнаружиться на ряде видов топлива, используемых в разных отраслях и видах транспорта. Недостаток производства дизельного топлива может мат, например, в перебоях с поставками топлива для железнодорожного транспорта и грузового автотранспорта.

Что нужно произвести, чтобы наладить собственное производство такой продукции в России? Уже ведется работа в этом направлении?

Безотлагательно объемов собственного производства явно недостаточно. Полностью заменить западные катализаторы зарубежными момент не получится.

Это и есть уязвимое место, по которому могут ударить санкции. Одначе уже есть положительные российские прецеденты. Так, одно из предприятий по производству катализаторов крекинга в Омске с головы до ног обеспечивает две соответствующие установки суммарной мощностью более 4 млн тонн в год для местном перерабатывающем заводе. Кроме того, в 2014 году они планируют выйти для московский рынок и намерены поставить 700 тонн продукции в столицу.

Другой завод находится в Башкирии. В прошлом году спирт запустил комплекс по производству микросферических катализаторов крекинга (один из основных катализаторов, используемых в процессах нефтепереработки). Сила этого комплекса составляет 20 тысяч тонн в год. Этот производитель обещает спустя 2-3 года обеспечить данным видом катализатора все имеющиеся потребности России.

Можем ли автор этих строк в крайнем случае оперативно заменить американские и немецкие катализаторы, допустим, китайскими аналогами?

Катализаторы в необходимых количествах пользу кого России другими странами не производятся. Единственное, что можно сделать, — «запастись» катализаторами. Хотя в нынешней ситуации стремительного падения курса рубля вряд ли кто-то рискнет производить такие покупки "про запас", тратя на это иностранную валюту.

Критик «МК»:

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ:

Угрозу с катализаторами чтобы нефтепереработки обозначена как потенциальная, никто из «западников» подобных мер далеко не озвучивал в части включения в пакет санкций. Поэтому, пока заранее не стоит впадать в панику.

Однако надо понимать, что уязвимых мест в национальном ТЭК множество. Поэтому вот власти актуализирована речь о необходимости программ масштабного импортозамещения. В случае проблем, будем «шарить» и закупать катализаторы в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, а также синхронно форсировать кругозор собственных мощностей. Схема с продажей катализаторов России через «буфер», примем, через Белоруссию, тоже может «заработать». Но, все-таки, у Европы хоть ск ли хватит фантазии решиться на подобную «диверсию». Тем побольше Старый Свет понимает, что России есть чем ответить на этот повестка: противостояние при эскалации может перейти из «яблочной» плоскости, примерно (сказать), в газовую — главную фобию Брюсселя.