Коллекцию музея кино назвали контрафактом по ошибке


фотография: Михаил Ковалев

Глава Госфильмофонда, Николай Бородачев на момент написания текста находился в отпуске и был недоступен на комментариев. Позицию Госфильмофонда озвучил один из его научных сотрудников, киновед Петруха Багров:

— Мы получили от Ларисы Солоницыной, нынешнего директора Музея киноискусство, официальный запрос, в котором она предоставила список фильмов, находящихся в коллекции музея, и спросила: имеем ли автор право показывать эти картины, если у нас нет на них ни одного документа? Наши юристы сделали свое экспертное концовка: что, если дело обстоит так, как написала Лариса Оттовна, то они мало-: неграмотный имеют права их показывать. А уже так оно или не так — сего мы не знаем, потому что мы с материалом не работали и саму коллекцию далеко не оценивали.

— То есть речь шла именно об экспертном заключении, а приставки не- экспертизе?

— Да, разъяснение законодательства в сфере охраны авторских прав, касательно показа фильмов. Больше того, такая экспертиза не в нашей компетенции. Мы могли бы дать экспертизу касательно отечественного кино — и то нам пришлось бы созваниваться отдельно по на человека фильму и выяснять, у кого на него сейчас права. А в случае с зарубежным кино сие сделать еще труднее. Такая экспертиза с привлечением большой комиссии заняла бы сколько-нибудь месяцев.

Это первое. А второе, что мы сделали еще раньше: сверили выданный нам список фильмов фильмотеки Музея кино с нашим собственным каталогом. И конечно, невыгодный мудрено, что большая часть этих фильмов обнаружилась и у нас в коллекции.

— В таком случае, может ли посередке Госфильмофондом и Музеем кино возникнуть спор по поводу прав на демонстрацию сих фильмов?

— Мы киноархив и нам принадлежат права на многие картины, добро бы далеко не на все. И для того, чтобы показать фильмы, права нате которые находятся у нас, нужны либо специальная договоренность, либо разрешение. Госфильмофонд десятилетиями работал с Музеем искусство кино: плодотворно, мирно и спокойно. И пока никаких проблем не возникало. Так что, может быть, наше сотрудничество продолжится и дальше. Другое дело, что действительно условия хранения фильмов у музея за (семь) (верст не лучшие. И, как говорил наш директор Николай Бородачев, мы вполне готовы были бы сии материалы взять себе на хранение. Но самостоятельно мы ничего предпринимать неважный (=маловажный) собираемся, это не в нашей компетенции. У нас никаких претензий к Музею кино перевелся.

Нынешний директор музея, Лариса Солоницына, со своей стороны так объяснила «МК» причины появления подобного запроса в Госфильмофонд:

— Сотрудники Музея цирк, которые ушли по собственному желанию, передали нам документы, которые были у них держи руках. Среди этих документов мы не нашли ни одного, который бы подтверждал который-то статус фильмов, находящихся в фильмотеке Музея кино. Но мне же нужно проникнуть (в смысл), с чем дальше работать и как? Поэтому я обратилась в Госфильмофонд с просьбой предоставить свое экспертное понимание по правовому использованию части фильмов, находящихся в коллекции музея. Я, собственно, никого ни в нежели не обвиняла. Честно говоря, я вообще не понимаю, кто и зачем раздувает немедленно из этого такую полукриминальную историю. Признать что-либо контрафактным может чуть суд. Но ни на Музей кино, ни на меня, ни возьми Наума Ихильевича никто в суд не подавал. Соответственно, такого решения просто (пре)бывать не могло. А что касается использования коллекции музея, то у меня желание и цель только одна: не нарушать закон РФ.

Бывший директор Музея кино, Утешающий Клейман, так ответил по поводу пропавших документов, подтверждающих наличие прав возьми хранение и показы фильмов из музейной коллекции:

— Там должны быть огромные амбарные книги, в которых двойник за копией все фиксировалось. В 1992 году, когда музей переучреждали, нам эту коллекцию внес в инструкция Комитет по кинематографии при Правительстве РФ, поскольку права на нее позднее были не у Союза кинематографистов, а у государства. Этот документ с пятью подписями: четырьмя — представителей государства и мной, — я своими руками положил в картотека. Пусть кадровичка найдет этот договор и принес Ларисе Оттовне. Или она может дать звонок мне и спросить, я же не кусаюсь.