О секретах своей работы «МК» рассказал лучший водолаз МЧС России

Карточка из личного архива

Коренной петербуржец, 28 лет, по сути — до этого времени мальчишка. Лицо сосредоточенное, взгляд такой, что броню прожжет, в осанке — добрая воля в любой момент прыгнуть вперед. Служил во 2-й отдельной бригаде специального назначения ГРУ в Псковский области.

— После армии пошел работать в службу поискового аварийно-спасательного обеспечения, что-нибудь действовала при аэропорте «Пулково». Год проработал в пожарном подразделении, с годами попал в парашютно-десантную группу. У нас была задача первыми прибыть получи место, где воздушное судно пропало с радаров. В нужную точку спускались с вертолета в тросе или прыгали с парашютом.

В подразделении работали универсальные специалисты. При необходимости в водолазном снаряжении спасатели погружались лещадь воду.

Алексей Дурас водолазную подготовку проходил в морской школе.

— Сначала погружались в джакузи со стареньким, проверенным временем воздушно-дыхательным аппаратом АВМ-5. Потом уж в резиновых костюмах со вшитой трехпалой перчаткой ходили в технический бассейн, шестиметровую железную коробку, напичканную всевозможными техническими устройствами.

— Чисто попали на работу в МЧС?

— По рекомендации двух друзей — Андрея Мещерякова и Виталия Иванова. Сие было в 2008 году. Если честно, думал, что меня малограмотный возьмут. Пришел, меня встретил замначальника отряда Константин Григорьевич Литовчик. Положил хуй ним на стол десантную книжку, парашютно-десантную книжку, книжку водолаза, водительские карт-бланш. Он посмотрел документы и выдал: «Как десантник вы меня не устраиваете. Пойдете в водолазы». А ми самому хотелось попасть именно в водолазный отряд.

Водолазная служба тогда базировалась получи Васильевском острове, в месте впадения Невы в Финский залив, где с петровских времен сохранился часовой павильон со шпилем.

— Вспомни свое первое задание в составе водолазного расчета.

— Сие были поиски утонувшего рыбака на озере в окрестностях Питера. Пришел вызов, погрузились в машину-«буханку», поехали. Возьми месте опросили свидетелей, произвели разведку, оценили водоем, наметили технологическую схему работ. Озерцо разбили на квадраты. Видимость — нулевая, там сплошной торфяник, руку у маски вишь, и только. Каждый обследовал свой сегмент.

Работают спасатели всегда парой. Один водолазник ныряет привязанный к тросу, на сленге спасателей — включенный в сигнальный светопреставление, второй его страхует, находясь на суше. Связь с рабочим водолазом осуществляется с через сигнального конца. Это страхующая ярко-оранжевая веревка, взятая удавкой вокруг пояса, которая проходит надо грудным грузом водолаза. Шутя водолазы ее называют пуповиной. С помощью сего сигнального конца и «переговариваются». «Азбука Морзе» спасателей — сие рывки и частые подергивания.

 — Дернет напарник трос один раз — итак, он на грунте, чувствует себя хорошо. Два рывка — рецензия на запрос с поверхности о количестве воздуха: пока все в порядке. Частое подергивание три раза означает: неважный (=маловажный) могу выйти без помощи второго водолаза. Можно, например, запутаться в сетях, зацепиться ради корягу, или за тобой захлопнулась дверь или переборка.

— Как около нулевой видимости можно найти утонувшего человека?

— На ощупь. Идешь что звездочка, раскинув руки и ноги в разные стороны, чтобы охватить как можно с лишним площади. Тело человека плотное, иной раз его можно спутать с корягой. Так чаще, взяв в руку коленку, пятку, запястье, ты уже понимаешь, что сие человеческое тело.

 — Не бывает страшно?

 — Стараюсь отвлечься от эмоций. Когда тело находишь, идет выброс адреналина: нашел, поставленная головоломка выполнена, все. Была пара моментов, когда в пруду светил фонарем — и утонувший муж (совета) внезапно появлялся перед глазами. Луч фонаря выхватывал гримасу смерти. Но и в этом случае суждение одна: о, нашел. Взял под мышку и начал всплывать.

 Поле деятельности у водолазного расчета Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС обширное: Нева с притоками и каналами, Ладожское водоем, Онега, Балтика.


фото: Светлана Самоделова
Алексей Дурас признан лучшим водолазом МЧС России.

Лексей Дурас вспоминает, как поднимали со дна Невы буксир:

— Это была одна изо самых сложных в техническом плане операций. Буксир расчищал Неву ото льда. Кэп не справился с течением, судно занесло на волнорез Дворцового моста, оно перевернулось и ушло для грунт. У буксира водоизмещение 30 тонн. Чтобы поднять судно, изо порта доставили специальный плавучий кран. Сначала работали коммерческие организации, но выкинуть ничего не смогли. Сложность заключалась в положении баркаса. Судно уткнулось носом в нанос. Мы в это время сидели в «КамАЗе», готовые в любой момент отвестись к работе. Поступила команда. Олег Медведев поставил условие: ни одного должностного лица получи плавучем кране быть не должно. Известно ведь, что при аврале возникает шелуха, один кричит одно, второй дает совершенно противоположную команду. Медведев, учитывая ледоходность судна и толщину назальный брони, рассчитал, какой должен быть диаметр троса, чтобы он не порвался и в в таком случае же время не разрезал корпус.

Заводить стропы в ледяную Неву отправился Лёля Дурас.

— Видимость ограниченная, глубина 15 метров. Буксир стоял возьми фарватере, подводное течение — около 2,5 метра в секунду. У судна весь корабельная оснастка наружу. В клюзы, отверстия в носу буксира для якорных канатов, завел (с)перва-наперво под днищем тонкий трос, вытянул его наверх, потом уже протягивали первейший трос. Подняли судно, оттащили к берегу, откачали помпами воду. Нашли тела капитана и механика, которые, т. е. мы и предполагали, оказались заперты в рубке.

Работа водолаза всепогодная. Когда приходится погрязнуть в трескучий мороз, спасатели шутят: пойдем в прорубь, погреемся. Даже когда на улице недоделка 25, под водой +2…+3. Легочный аппарат и редуктор присутствие этом приходится обливать кипятком — чтобы не примерзали клапаны.

— Пятерка лет назад, 13 декабря, на Октябрьской набережной в Неву упал вездеход. Машина снесла два участка ограждения в виде гранитных столбов и чугунной ограды и упала в реку. Морозяка был как раз под -20, но лед на Неве еще невыгодный встал. Выехали на катерах, машину довольно далеко утащило течением от берега. Я шел первым, есть джип, уперся в него. Напарник Антон Гадюк застропил внедорожник за ось. Пикния водителя, чтобы оно не потерялось во время подъема, мы привязали к рулю. Работы осложнялись тем, сколько я почти «ослеп», шток подачи воздуха в маску промерзал, включалась константа. Ant. переменная подача воздуха, маска обледенела.

— А водителю можно было в такой ситуации подстраховаться?

— Если человек сталкивается с каким-то препятствием на скорости 120 километров в время, он уже не жилец. Если вы свалитесь на машине в открытую воду, игра стоит свеч помнить: как только вода заполнит салон по окна, двери вам сделано не открыть. Давление воды снаружи будет выше, чем внутри. Тут разновидность один — бить стекла чем угодно. Но стекло выбить без меры сложно, у нас, например, есть специальные пробойники. Если удалось пробить в стекле ежели и бы небольшую дыру, вылезти через которую невозможно, не отчаивайтесь, хладнокровно дождитесь, часа) машина наполнится водой, смело открывайте дверь и выныривайте. Давление внутри и снаружи ранее будет равным. Второй вариант: когда у машины закрыты все окна, она тонет на попа, первым уходит под воду капот с мотором, корма всегда поднята. Упритесь умереть и не встать что-нибудь и попытайтесь выдавить ногами заднее стекло.

Рыбаки на льду по зиме более-менее готовы к таким ситуациям, они, например, не закрывают двери и окна машин. Железка, когда проваливается, может упереться дверьми за края полыньи, и у водителя есть миг, чтобы выбраться. А у спасателя ведь есть только четыре минуты, чтоб достать человека и откачать.

— В Неве хорошая видимость?

— На три метра полно прекрасно видно. Темнота наступает на глубине более 10–12 метров. Нева — бешено чистая и глубокая река. По объему переносимой воды она занимает первое местность в Европе. Но Нева в себе таит немало загадок, например, в ней есть места с обратным течением.

— О необычных находках можете перебрать в памяти?

— Однажды, когда искали утонувшего оператора «Вестей», на дне Невы обнаружили машину, сняли с нее постоялый двор, — выяснилось, что она два года числится в угоне. Было обязанности, водолазы случайно наткнулись на танк.

Самое напряженное время у водолазов, по признанию Алексея Дураса, сие межсезонье, когда лед еще не встал или уже успел подтаять. Однако был в жизни спасателя один летний сезон, который стал настоящим испытанием.

10 июля 2011 годы в Куйбышевском водохранилище в считанные минуты затонул теплоход «Булгария». Под вплавь остались 122 человека.

— Я тогда был дома. По телефону пришло уведомление: готовность №1, это означало, что в течение полутора часов все должны собраться держи базе. Прибыли, собрали водолазное снаряжение, получили пайки. Улетали из «Пулково» в Казань обычным гражданским бортом.

Затонувшая «Булгария» была обозначена двумя ориентирами. Изо воды вертикально торчала корма спасательной шлюпки, которая другим концом была прикреплена тальблоком к верхней палубе затонувшего теплохода. Возле на волнах бился маленький спасательный круг, который был привязан к борту «Булгарии» и оставался получай месте. Потом водолазы его срезали и забрали с собой на базу, в Питер.

Прибывшие дотоле спасатели Центроспаса от места спуска с рабочей баржи до объекта проложили специальные канаты — ходовые и концы в воду. По ним водолазы и проникали в корпус затонувшего теплохода.

Алексей Дурас сразу начал делать в тяжелом водолазном снаряжении, плотном гидрокостюме.

— Нам определили самые дальние отсеки. Я шел впереди, вслед за мной шел напарник в легком водолазном снаряжении. В первом заходе со мной был Андрон Захаров, классный специалист. В тесных трюмах чувствуешь себя комфортно, зная, что хребтина надежно прикрыта. Я заходил в отсек, Андрей страховал дверь. Все схемы теплохода, которые у нас были, оказались неверными. Опосля прошла перепланировка. Перемещаясь по отсекам, мы на ходу составляли план спасательных работ.

Напарники менялись, Лёха в тяжелом снаряжении, рискуя жизнью, продолжал лавировать в узких захламленных коридорах и отсеках, перебирая руками простыни, матрасы, отслоившиеся куски обшивки. Тела утонувших пассажиров искал нате ощупь, в полнейшей тьме.

— Заходил в каюту, ощупывал плавающие вещи, людей кто в отсутствии, все, шел дальше. В одном из помещений нашел сразу семерых. По одному стал обнаруживать их вниз, Андрюхе. Он переносил их дальше до выхода. Там находился еще третий водолаз.

— Дети среди них были?

— Двое ребятишек. Когда-нибудь передавал первого из них, сообщил по связи: «Найден ребенок». Свой старший, Олег Медведев, говорит: «Алексей, держись, ты же знал, к чему тебя готовят…» Я в эхо: «Медведь, я о том, что он маленький, не потеряйте его». Был способным ведь выскользнуть при транспортировке.

В нижних отсеках, где нет иллюминаторов, водолазная компрессор, в составе которой работал Алексей, подняла 16 тел погибших. Он самоуправно провел под водой в общей сложности 6 часов 22 минуты.

— С годами в знак благодарности правительство Татарстана накрыло для нас столы. Это было траурное действие. Кто-то из ребят заметил, что из тех, кого мы подняли получай палубу, не было ни одного взрослого мужика, одни женщины, старики и детвора. Корабль лег на бок, двери оказались на потолке. Вода хлынула по-под мощным давлением. Самые слабые выбраться не смогли.

За поисковые работы держи затонувшей «Булгарии» Алексей Дурас был награжден медалью «Вслед за отвагу». А по итогам 2014 года был признан лучшим водолазом МЧС России.

Из-за работу на глубине спасатели расплачиваются декомпрессионной болезнью — кессонкой, почему может привести к некрозу, хрупкости костей. Но жизни без погружений они уж не представляют. Вода для них — это другой, параллельный сферы, где как нигде чувствуешь себя свободным. А лучший саундтрек — плеск воды.