В порту Коломбо из-за долгов застряло российское научное судно

Фото предоставлено ГИН РАН

 

Научные исследования на НИС «Академик Николай Страхов» вел Геологический институт РАН совместно с ООО «Моргеослужба». Ученые изучали геолого-геофизические особенности строения дна в Индийском океане. 15 декабря 2013 года приближалось время планового 5-летнего регистрового ремонта судна, без которого, как без техосмотра, его не пустили бы ходить по морям и океанам. На беду случилось так, что аккурат к этому сроку «Академик Страхов» еще и в аварию попал.

Как рассказал «МК» ведущий инженер отдела флота Геологического института РАН Сергей ГУСЕВ, 8 августа 2013 года у судна, находящегося в Индийском океане, произошел разрыв гребного вала. Судно было отбуксировано сначала в порт Мале (Мальдивские острова), а затем в Коломбо (Шри-Ланка).

— В прежние годы, если случалось бы такое, нам сразу выделяли бы и буксир, и все необходимые средства, — говорит Гусев. — Однако нам не повезло, — время нашего планового 5-летнего ремонта, на который деньги должны были быть выделены отдельной строкой, и поломка — читай страховой случай, — выпали на самую реформу нашей науки. Новое руководство — ФАНО отказало нам в какой бы то ни было помощи. В итоге мы оказались в крайне неприятной ситуации. С одной стороны, — не можем получить новый изготовленный по чертежам вал из Голландии. С другой, даже, если бы его оплатили и привезли, судно все равно не могло бы сдвинуться с места, поскольку вышли все сроки нашего допуска в море. В ФАНО сослались на то, что выделили институту на 2014 год 190 миллионов рублей, а остальное, мол, ребята, ваши проблемы. 5-летний ремонт, о котором мы предупреждали ФАНО заранее, и возникший страховой случай с поломкой, это уж извините, совсем другое дело, и другая статья расходов, которую, как мы считаем, должны оплачивать должно именно ФАНО и страховая компания. Последняя, по правилам, может выплатить деньги только после окончания аварийного ремонта.

Выделенных же на год денег, как пояснило руководство Геологического института, едва хватило только на выплату зарплаты сотрудникам и коммунальные платежи в 2014 году. Из них же до сих пор выделяются крохи, чтобы прокормить команду судна, практически брошенную на произвол судьбы.

Судно так и стоит у причала порта города Коломбо, без света, без воды, без обслуживания. Судовые генераторы, холодильники, водоснабжение и вентиляция не работают. В условиях тропиков это означает еще и антисанитарные условия — последние несколько дней команда выливает все отходы жизнедеятельности… в свой же корабль.

Без системы кондиционирования под угрозой поломки из-за конденсата оказалась дорогостоящая датская гидроакустическая установка RESON стоимостью более 2-х миллионов долларов, которую модернизировали только в прошлом году за счет договорных работ. Если она выйдет из строя, другой такой еще долго не появится, потому что такое оборудование сейчас попадает под санкции.

— Живем тут в крайне униженном положении, — сообщил «МК» по телефону капитан судна Николай Морозов. — даже местные жители ухмыляются, когда видят нас в порту. Нас выпускают по двое, только для того, чтобы мы могли дойти до банка, снять деньги, которые нам перечисляют из Москвы на продукты. Два члена экипажа заболели, одни ОРЗ, другой местной лихорадкой Денфи. К счастью, нам помогли их вылечить местные медики.

Если ситуация не разрешится в ближайшие дни, судно арестуют, а затем и продадут в счет погашения долгов за портовые услуги. По имеющейся у нас информации запредседателя правительства Аркадий Дворкович давал ФАНО распоряжение вызволить корабль из долгового плена до 27 февраля. Однако этого так и не случилось.

Комментария сложившейся ситуации от ФАНО на момент подписания номера мы так и не получили.