Знаменитый физик Стивен Хокинг намерен прибегнуть к эвтаназии

фото: AP

О том, что он может прибегнуть к помощи врачей и прервать собственную жизнь, если "будет чувствовать сильную боль" и станет "обузой" для своей семьи, прикованный к инвалидному креслу знаменитый британский физик-теоретик, один из двух ныне живущих Лукасовских профессоров математики в университете Кембриджа Стивен Хокинг признался в интервью "Би-би-си". "Поддерживать в человеке жизнь вопреки его воле — это абсолютное унижение. Я смогу рассмотреть вариант эвтаназии, только если буду чувствовать сильную боль или мне нечего будет дать (науке), если стану обузой для окружающих", — цитирует его РИА Новости. Ранее ученый уже высказывался в поддержку эвтаназии, предлагая избавить от уголовной ответственности людей, помогающим своим близким добровольно уйти из жизни.

Пока же 73-летний популяризатор науки собирается совершить еще множество открытий и создать массу теорий. "Будь я проклят, если соберусь умирать, не раскрыв новых тайн Вселенной, — сказал он, при этом выразив сожаление, что ему нелегко общаться с окружающими из-за того, что коллеги и поклонники зачастую стесняются подойти и начать разговор. — Иногда я чувствую себя одиноким: люди боятся говорить со мной. Я часто испытываю робость и устаю".

Стивен Хокинг известен своими работами по космологии и квантовой гравитации — он занимался изучением проблемы возникновения космологической сингулярности (первичного состояния Вселенной, из которого она, согласно теории Большого взрыва, непрерывно расширяется). Его главные достижения – применение термодинамики к описанию «черных дыр» и разработка теории о том, что они "испаряются" в результате явления, получившего название "излучение Хокинга". Является автором разошедшейся 10-миллионным тиражом книги "Краткая история времени".

В 1963 году в 22-летнем возрасте у него обнаружили боковой амиотрофический склероз (редкое заболевание, вызывающее атрофию мышц, называемое также болезнью Лу Герига). Однако это не помешало ему продолжить научную работу, дважды жениться и стать отцом троих детей. В 1985 году Хокинг заболел воспалением легких — ему сделали серию операций и удалили трахею, в результате чего он потерял дар речи. В настоящее время ученый практически не может говорить и двигаться, ему приходится общаться с помощью компьютерного синтезатора речи, которая анализирует движение зрачков и предлагает подходящий набор слов.

В 2007-м он совершил полет в невесомости на специальном самолете. Кроме того, Хокинг несколько раз появлялся в мультсериалах "Симпсоны", "Гриффины" и "Футурама", где озвучивал сам себя, а также в сериалах "Звездный путь: следующее поколение" и "Теория Большого взрыва".

Напомним, первой в мире страной, легализовавшей активную эвтаназию, стали в 2002 году Нидерланды, затем ее узаконили в Швейцарии, Канаде, Бельгии, Люксембурге и в четырех штатах США. Кроме того, в настоящее время в ряде государств разрешена пассивная эвтаназия, при которой с целью ускорения наступления естественной смерти больного ему не оказывается медпомощь и прекращается борьба за его жизнь.