Бекмамбетов снял фильм-переписку в соцсетях


фото: youtube.com

Кадр из трейлера к к/ф «Убрать из друзей»

Тимур уже много лет работает в США, поэтому и заговорил о наших соотечественниках, обосновавшихся там. Хотят ли они возвращаться? Пожалуй, нет. Но стать частью российской культуры, конечно, мечтают. Сам он недавно провел девять месяцев в Италии. «Кинематографист находится там, где есть работа», — убежден Тимур. Никто не верил, что можно сделать такой фильм, как «Убрать из друзей», который он, как продюсер представлял заочно в Сочи вместе с посетившим «Кинотавр» режиссером Лео Габриадзе — сыном выдающегося театрального режиссера Резо Габриадзе. Мы видим только экран компьютера на большом экране, а в основном читаем переписку в социальных сетях, следим за разговорами молодых героев по скайпу. Неизвестный пытается выяснить, кто довел до самоубийства их подругу, разместив в сети скандальное видео. Говорят подростки идеально, ни одного бранного слова мы не услышим. И у кого-то это вызывает недоверие. Но Тимур Бекмамбетов объясняет: «Есть закон, согласно которому мы не можем говорить на экране, как в жизни. Нужно его соблюдать. Когда такие слова публично произносятся, передо мной возникает барьер. Кино – сновиденческое действо, и нецензурная речь этот сон разрушает». Поражает Тимура отсутствие в молодых людях желания сделать что-то оригинальное: «Мне – не 25 лет. И такой фильм, как «Убрать из друзей» должен был родиться в сознании молодых людей. А они очень быстро сосредоточились на бокс-офисах и рейтингах. Это стало главным объектом внимания в кинематографической среде». Сам Бекмамбетов работает не ради «нечеловеческого обогащения», хотя выпускает один блокбастер за другим.

Бакур Бакурадзе представил рабочую версию картины «Брат Дэян», известный больше под названием «Генерал». Фильм отобрана в конкурс фестиваля в Локарно. Снят он на сербском языке и рассказывает о годе жизни балканского генерала перед его арестом и передаче Гаагскому трибуналу. События развиваются мучительно медленно, сам фильм напоминают черновую сборку. По каким причинам она вспыхивает на той или иной территории, иногда остается загадкой. У генерала Дэяна Станича есть прототип – Ратко Младич. Кто он – национальный герой или преступник? У Бакура на это ответа нет. Он отвергает параллели с событиями в Украине. Идея фильма зародилась гораздо раньше, еще в 2011 году, когда арестовали Младича. Бакур обращался в Гаагский трибунал с просьбой о встрече с ним, но ничего из этого не получилось. Сам Бакурадзе сыграл режиссера, снимающего кино, чтобы сработал эффект отстранения, и у зрителя не возникало ощущения полной идентичности с конкретным человеком.

Во время мастер-класса Бакур охарактеризовал современное кино резко: «Мы общаемся и сношаемся с трупами». Оно занимается клонированием, режиссеры бесконечно подражают Ларсу фон Триеру и братьям Дарденн, снимают блокбастеры под копирку.

Режиссер из Швейцарии Елена Хазанова экранизировала роман «Синдром Петрушки» Дины Рубиной, перенеся события из Праги в Санкт-Петербург. Худруком постановки и исполнителем главной роли стал Евгений Миронов. На «Кинотавр» он вырваться не смог, поскольку в Москве в разгаре репетиция спектакля «Сказки Пушкина» выдающегося американского режиссера Роберта Уилсона. Занята на съемках и Чулпан Хаматова, которую мы увидели в «Синдроме Петрушки» в двух испостасях: возлюбленной главного героя, возомнившего себя богом, и силиконовой куклы, созданную по образу и подобию живой женщины. Двойное присутствие производит жутковатое впечатление. Кукольник живет в придуманном мире, от которого в какой-то момент начинаешь задыхаться. Даже непонятно, кого он больше любит – живую женщину или ее копию. Появление доктора в исполнении великолепного грузинского актера Мераба Нинидзе вносит живительный воздух в душную жизнь странных героев, постепенно приобретающих контуры мертвецов.

Появился в Сочи и еще один необычный гость – повзрослевший актер из «Белой ленты» Михаэля Ханеке Леонард Проксауф. Он снялся в картине «No Comment» дебютанта в кино Артема Темникова, много лет снимавшего телерепортажи в самых разных точках земли, включая Афганистан и Чечню, работавшего в программах о путешествия. Его фильм рассказывает о войне, на которую случайно попадают европейские мальчики из приличных семей. Достаточно влюбиться в мусульманскую девушку, чтобы принять решение поехать в Чечню и быть убитым на чужой земле. Авторы фильма почему-то скрывают, что снимали чеченские сцены в Крыму, хотя на международных сайтах об этом подробно написано. Любопытно, что и в этом фильме в числе продюсеров фигурирует Евгений Миронов. Возможно, сказался опыт участия Миронова в фильме «Мусульманин» Хотиненко, где он сыграл главную роль.