Екатерина Мечетина: «Отборочный тур неплохо бы перенести на полгода пораньше»


фото: Кирилл Искольдский

— Вы как суперпрофессонал что бы отметили главного?

— Отличие этого конкурса в том, что участникам предстояло пройти еще и отборочный тур, так вот тем, кто его прошел, играть еще (по максимуму) четыре раза: в первом туре, во втором (который делится на две части), и в финале. Для того, чтобы этот марафон пройти, нужна огромная нервная выносливость. Не столько физически игра тяжела, сколь сложны именно стрессы, нервные нагрузки. И мой совет такой: как можно легче к этой ситуации относиться, не делать все жизненные ставки именно на этот смотр; просто выходить и — по мере возможностей — получать радость. Держать нервы в порядке, чтобы не выдохнуться раньше времени.

— Кстати, как вы отнеслись к вводу живого отборочного тура (раньше участники присылали свое видео)?

— Я считаю абсолютно правильным введение отборочного тура как факта, но совершенно неверно его устраивать прямо перед конкурсом. Это надо делать за полгода. Чтобы те, кто не прошел, могли бы спокойно себе готовиться к другим конкурсам. А те, кто прошел — опять же целенаправленно работать над программой КЧ, уже зная, что они допущены. А сейчас непрошедшие оказались в страшной ситуации: они были готовы сыграть целый конкурс (выучили всю программу), а им подрубили крылья на самом старте. Это очень болезненно.

— Ну, если к мнению музыкантов прислушаются, то со следующего смотра предварительный тур перенесут…

— Будем надеяться.

— А за месяц нельзя?

— Нет-нет, этого мало. Хотя бы за 4-5 месяцев. Но не за три дня. А если мы поставим себя на место иностранцев — дальних наших гостей? Которые приехали сюда, потратив огромные деньги на дорогу до Москвы, и оказались у разбитого корыта. Нет, понятно, что это конкурс, но, может быть, можно было обойтись меньшими затратами? Большинство конкурсов, пользующихся системой очного отбора, проводят их в ключевых точках планеты — в Москве, Берлине, Париже, Токио, Нью-Йорке… наверное, и нам к этому надо стремиться.

— Мы говорили про нервы, но частенько бывает, что «для души» лауреат сыграл бы так, а для жюри — «по-правильному». Эта вилочка часто наступает?

— Это вопрос очень индивидуальный. Мне практически не приходилось идти на компромиссы со своей совестью. Но я допускаю, что есть музыканты, знающие о своих особенностях, и догадывающиеся, что особенности эти не являются мейнстримом для жюри, а потому игру свою корректирующие. Но мне это неблизко.

— А то члены жюри при разборе полетов не раз говорили, что «участники играли как на экзамене»…

— Да потому что кардинально отличается ситуация когда тебя оценивают от ситуации, когда ты просто играешь сольный концерт. Понятно, что и на обычном концерте тебя все равно зрители оценивают. Но это не выражается в баллах. Ситуация сравнения для художественных натур крайне неприятна. Кто лучше — Сезанн или Ван Гог? С другой стороны, без конкурсов не обойтись, тем более, что Конкурс Чайковского — это жемчужина нашей культуры, состязание с огромными традициями и звездными именами. Здорово, что последние два смотра проходят на каком-то особенно торжественном подъеме…

— …благодаря Валерию Гергиеву в том числе.

— Безусловно, это его личная заслуга. Его и команды. Так что, в добрый путь и удачи участникам!