Однолюб Малого. Юрию Соломину — 80

Кадр из фильма «Дерсу Узала».

Сейчас он еще и прораб. Историческое здание Малого театра ремонтируется. И Соломин озабочен одним — лишь бы сохранить его в первозданном виде, все так, как было при его великих предшественниках. За модой гнаться ни к чему.

А в свой первый приезд в Москву с отцом он пережил многое. Все деньги, что у них были, украли, и надо было возвращаться домой. И это в разгар вступительных экзаменов. Пошел к набиравшей курс Вере Пашенной — царице Малого театра. И все как есть ей выложил: берете — останусь, нет — возвращаюсь в Читу с отцом. Пашенная велела остаться. И в кино потом его рекомендовала — на первую роль молодого инженера в картину «Бессонная ночь» Исидора Анненского. После выхода телевизионного многосерийного фильма «Адъютант его превосходительства» Евгения Ташкова, где Юрий Соломин сыграл героя революции капитана Кольцова, он стал кумиром всей страны. Странно теперь слышать его рассказы о том, как отбивался от роли. И худсовет несколько раз отвергал его кандидатуру. Но Ташков был упрям, бился за Соломина насмерть. И открыл ему двери в кино. Всю жизнь его адъютанта и вспоминают в первую очередь, хотя было множество других работ. Сам он им счет не ведет. Если речь о театральных работах — отправляет в музей Малого театра. А в кино у Соломина порядка 60 ролей. И одна из самых славных — Арсеньев в фильме «Дерсу Узала» японского классика Акиры Куросавы, отмеченном «Оскаром».

У Соломина — уникальный талант. Он может сыграть эталон героя и фитюльку Хлестакова. На эту роль его когда-то и позвал Игорь Ильинский. А был Соломин тогда — никто, как сам говорит. Большие мастера ему помогали и доверяли. И теперь он сам носится со своими студентами как редко кто. В начале 90-х Юрий Соломин возглавлял Министерство культуры РФ, надеялся помочь России. Продержался на боевом посту полтора года, написал заявление и ушел. Объясняет так: «Нельзя работать, когда тебя не слышат».

фото: Александр Корнющенко

Актер Малого театра Борис Клюев рассказывает о том, что его связывает с Юрием Соломиным:

— Я познакомился с ним еще в 60-х годах, когда пришел поступать в Щепкинское театральное училище, где Соломин тогда преподавал на курсе Виктора Ивановича Коршунова. Так что я знаю его еще с тех времен, когда он играл эпизодические роли в театре, например в болгарской пьесе «Золотое руно». Это потом уже были «Униженные и оскорбленные», роль царя Федора, за которую он взялся после Смоктуновского, что было довольно рискованно, но он на это пошел. Затем, когда я уже работал в Малом театре, наткнулся на фотографии нашей молодежи и отметил, что среди всех Соломин очень выделялся необыкновенной фотогеничностью. Я еще подумал: странно, почему он не снимается? И тут же буквально в его жизни случился «Адъютант его превосходительства», в котором он дал зрителю абсолютно нового героя. Его долго не утверждали, но благодаря усилиям режиссера, Евгения Ивановича Ташкова, Соломин все-таки снялся в главной роли и стал знаменитым. Помню, как вскоре после этого мы приехали в Одессу, где играли «Ревизора», и выход Соломина на сцену в самом начале действия вызвал бурную, непрекращающуюся овацию. Я также снимался у Соломина в его режиссерском дебюте — «Скандальном происшествии в Брикмилле». У нас тогда уже были очень хорошие человеческие отношения, мы дружили домами, так что и работать с ним было легко и здорово. Он как никто умеет быть внимательным и заботливым. И актеры платят ему взаимностью. Однажды я тоже поучаствовал в его актерской судьбе. Когда худсовет закрыл первую версию «ТАСС уполномочен заявить», которую снимал Борис Григорьев, именно я предложил режиссеру Владимиру Фокину: «Возьмите Соломина — это то, что нужно. Типаж настоящего советского, честного человека». Фокин прислушался ко мне, фильм состоялся, а Соломин сыграл еще одну знаковую роль.

У Владимира Хотиненко Соломин снялся в мини-сериале «Паломничество в Вечный город».

— У нас были разные кандидаты на роль ведущих. Мы этот вопрос решали с продюсерами. Мне нужны были актеры, которые бы говорили в кадре не как ведущие, а доверительно, с человеческой, спокойной, без всякого нажима интонацией. Я был убежден, что Юрий Мефодьевич это сделает, и он замечательно справился со своей задачей. Я всегда к нему с симпатией относился, как и миллионы наших зрителей. И был рад, что представилась возможность вместе поработать. В Риме, где проходили съемки, стояла чудовищная жара. В какой-то момент Юрию Мефодьевичу даже стало нехорошо. Я предложил перенести съемку. Но он сказал: «Нет, нет». Посидел чуть-чуть и как ни в чем не бывало вошел в кадр. Это о многом говорит. Слава богу, мы до сих пор встречаемся. Но даже если не видимся, я всегда знаю, что этот человек есть на свете — и это имеет для меня большое значение. Самое замечательное, что Юрий Соломин сумел сохранить театр и себя в этом меняющемся времени. У меня даже есть идея поставить что-то у них в театре.

Кинорежиссер Сергей Урсуляк пригласил Юрия Соломина на небольшую роль в многосерийную картину «Исаев».

— Юрий Соломин — один из самых моих любимых артистов, начиная с картины «Адъютант его превосходительства». Он очень разноплановый: может быть героем и характерным актером. К сожалению, как характерного артиста его мало знают, разве что по фильму «Обыкновенное чудо» Марка Захарова. Он там такой тонкий, ироничный, смешной. Блестящая работа и по духу очень шварцевская. А я видел Юрия Соломина в роли Хлестакова, которого он великолепно играл на сцене Малого театра. Чем он привлекает? Своей интеллигентной сдержанностью. Он снимался в моей картине «Исаев» и был очень приятен в работе. Это свойство больших мастеров. Они всегда думают прежде всего о деле, роли и в последнюю очередь о своих амбициях. У меня остались самые наилучшие воспоминания о нашей работе. Очень жалею, что наше общение было так мимолетно. Соломин — суперпрофессионал. И вот что поразило. В любом разговоре со мной Юрий Мефодьевич рассказывал о своих замечательных студентах. Это характеризует его как очень хорошего педагога.