Московский кинофестиваль откроется танцами с волками

Кадр из к/ф «Тотем волка»

В председатели жюри основного конкурса организаторам удалось заполучить практически классика французского кино Жан-Жака Анно, за плечами которого картины «Имя розы», «Любовник», «Семь лет в Тибете», «Враг у ворот». Его же фильм откроет кинофестиваль. Это грандиозная экранизация романа «Тотем волка» китайского писателя Цзян Жуна. Сложнейшая работа, в которой задействованы табуны лошадей и стаи волков. Съемки проходили во Внутренней Монголии. Анно уже не раз работал с животными, достаточно вспомнить его фильмы «Медведь» и «Два брата», где снимались тигры.

Жан-Жак Анно, представляя новую картину, признался в любви к Москве и российскому кино:

— Я очень рад вернуться сюда снова. Русское кино многое значит для меня. Я получил образование во французской киношколе. Мой преподаватель Жорж Садуль был ярым коммунистом и показывал нам русские фильмы. Я не смог бы снять такую картину, как «Тотем волка», если бы меня не вдохновляли Эйзенштейн, Пудовкин, Марк Донской.

Впервые я прочитал роман, по которому поставлен наш фильм, в 2007 году. В 2008-м посетил Монголию, а в 2009 году мы уже начали выращивать волков для нашего фильма, чтобы в июле 2012-го приступить к съемкам. Так что работа длилась семь лет. Все волки рождаются в конце марта, а наша работа зависела от их роста и размера, что тоже повлияло на длительность съемок. В мае мы начали снимать маленького волчонка, потом сделали перерыв, ждали, когда он подрастет. И закончили съемки в декабре 2013 года во время суровой зимы.

У нас использовано мало компьютерной графики, связанной с животными, всего один процент. Все остальное снималось вживую во Внутренней Монголии. Мне важно было показать происходящее с точки зрения волков. Мы пригласили из Канады дрессировщика, который четыре года прожил в Пекине. Наших волков он кормил из бутылочки. Волки — сложные животные. Их невозможно дрессировать, но можно приучить не бояться человека. Вы видите в картине редкий вид степных волков, находящихся на грани исчезновения. Они коричневого цвета, как львы, что позволяет им буквально сливаться со степью. Глаза у них цвета ореха или винограда. Этот дикий взгляд мне очень нравится. В нем всегда можно увидеть дикую душу.

Сейчас волки, которых снимал Анно, живут в Канаде у дрессировщика Эндрю Симпсона, недалеко от Калгари. Во время съемок Эндрю отвечал за безопасность и комфорт и не допустил ни одного инцидента.

Жан-Жак Анно считает, что мы должны защищать природу:

— Поэтому я и взялся за фильм. Все мы — млекопитающие, у нас одни инстинкты. В конце работы над фильмом у меня было ощущение, что я стал понимать себя гораздо лучше. Сообщество волков похоже на феодальную систему. Во главе — один волк. Это карикатура на человеческое сообщество. Нам тоже приходится организовываться в группы. Вместе мы сильнее и нуждаемся в вожаке. Если он недостаточно силен, приходит другой. Волки, как и люди, уважают того, кто их ведет, а когда на его место приходит другой, предшественнику не выказывают никакого уважения. Но таковы условия выживания.

Программа главного конкурса, хоть и существует в этом году в усеченном варианте, но тоже может похвастаться любопытными названиями. В первую очередь обращает внимание обилие российских фильмов — три из двенадцати.

— Один из них — очередной художественно-изобразительный эксперимент Ирины Евтеевой «Арвентур», — рассказывает один из отборщиков ММКФ Петр Шепотинник. — А также долгожданная драма Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр» и социальная фантасмагория по сценарию Юрия Арабова «Орлеан», которую снял Андрей Прошкин. К слову, помимо младшего Прошкина на фестивале будет представлен еще и старший, Александр, которому в этом году исполняется 75 лет. Александр Анатольевич находится в добром здравии и отличном творческом тонусе. Премьера его нового фильма — вольной экранизации «Утиной охоты» под названием «Райские кущи» — пройдет в рамках спецпоказа. В целом главный конкурс очень разнообразный, но фильмы, в нем представленные, так или иначе исследуют тему возвращения и социализации молодого человека. Эта тема есть и в японской («Будь паинькой»), и в иранской («Море и летающая рыба»), и в испанской («Герои зла»), и в болгарской («Лузеры»), и в сербской картине («Анклав»), которая тем интереснее и актуальнее, что рассказывает о последствиях войны.

Если говорить о моей программе, «8 1/2 фильмов», то ее ключевой темой можно назвать реальность, которая вдруг переворачивается и начинает нас обманывать. Один из фильмов программы, снятый Квентином Дюпье, так и называется — «Реальность». И это как раз тот случай, когда реальность, будучи размноженной и транслированной онлайн, в режиме записи и прокрутки, все время от тебя ускользает. В фильме «Наследники» Владимир Хотиненко препарирует уже реальность телевизионную, от которой в последнее время мы стали отворачиваться, потому что она все чаще транслирует ложь, замаскированную под попытку найти истину. Наконец, мы покажем победителя Берлинского кинофестиваля — «Такси» Джафара Панахи.

Кроме того, в рамках ММКФ органично существует много специфических программ условно геополитического свойства, в которых можно найти массу интересного. Посвящены ли они турецкому кино, курдскому, 100-летию геноцида армянского народа или 100-летию болгарского кино. Здесь же — программа «Вокруг Фассбиндера», приуроченная к 70-летию со дня рождения одного из столпов немецкой режиссуры. В ней представлены фильмы, которые окружали тогда еще молодого автора и которые он после переплавил в свой совершенно особый стиль. Так что можно с уверенностью сказать, что фестиваль продолжает погружать наших зрителей в контекст международного авторского кино, что особенно важно в последнее время, когда количество источников этих картин сокращается с каждым днем. Либо исчезая вовсе, либо переходя в Интернет. У ММКФ же пока есть свой зал, и я надеюсь, этот зал нас не обманет.