Тоска по родинке


фото: ru.wikipedia.org

Некоторые родинки портят человека. Сегодня эту проблему решить не просто легко, а элементарно — достаточно обратиться в любой косметический салон. Особенно если у вас мало времени, к доктору идти лениво, а красивой(ым) быть очень хочется. «Удаление новообразования, родинок, папиллом» — такими объявлениями пестрит Интернет. Это недорого и даже не особенно больно. И людей, которые выбирают этот быстрый путь к красоте, немало. Правда, для некоторых из них он становится быстрым путем к смерти.

Сегодня любой косметолог с радостью удалит вам любую, даже опасную, родинку — это показало расследование, проведенное аппаратом председателя комиссии по здравоохранению Мосгордумы Людмилы Стебенковой. Обзвонив московские салоны, рекламирующие удаление новообразований кожи, сотрудники получили ответ, что такая услуга, как гистологическое исследование, проводится по желанию пациента. «Это полное безобразие! Это может быть одной из главных причин высокой смертности при меланоме», — возмущена депутат. В итоге правила оказания медицинской помощи в области дерматоонкологии стали основной темой последнего заседания думской комиссии.

…Онкологические заболевания кожи (включая самое опасное — меланому) и вправду встречаются все чаще. Например, в 2014 году в Москве было диагностировано 700 случаев меланомы, из них 200 закончилось летальным исходом. И если раньше главным фактором риска развития таких болезней считалось вредное воздействие солнечных лучей (как на природе, так и в солярии), то сегодня сюда добавились еще и «дефекты оказания медицинской помощи».

Сегодня в столице удалением новообразований кожи занимаются как государственные клиники, так и частные, в том числе обычные косметические салоны. Косметолог, ясное дело, специального образования в области онкологии не получал, поэтому доброкачественную родинку от злокачественной на глаз вряд ли отличит. Зато удалить — удалит. И далеко не всегда направит материал на гистологическое исследование, чтобы все-таки убедиться, что это был не рак.

Иногда, к сожалению, он имеет дело действительно с раком. В итоге у клиента, который хотел быть красивым, через некоторое время находят метастазы.

Действительно ли косметологи вправе проводить такие операции, оставляя вопрос о гистологическом исследовании на усмотрение пациента? Оказывается, нет. Еще в 2012 году в стране издало приказ тогда еще Минздравсоцразвития, где черным по белому написано, что проверять статус удаленных новообразований нужно обязательно. А при подозрении на злокачественную опухоль косметолог обязан направить человека к онкологу. «Однако практики жесткого контроля и привлечения к ответственности в этой области на сегодня нет», — признается замначальника контроля качества и безопасности медицинской деятельности ФС по надзору в сфере здравоохранения Марина Лисина. Итог: врачи констатируют стремительный рост пациентов, которые бегут уже к онкологам с проблемами, полученными после (а то и в результате) удаления родинок в частных учреждениях.

В целом ситуация требует срочного и радикального решения, считают слуги народа. То есть ужесточения порядка оказания косметологических услуг. «Мы пришли к выводу, что необходимо изменить порядок оказания услуг в косметологических салонах, введя обязательное консультирование пациента у дерматоонколога перед удалением новообразований, — считает депутат Стебенкова. — Мы обратимся с этим предложением в Минздрав. Кроме того, необходимо ужесточить процедуру лицензирования: для проведения подобной операции у косметолога должен быть сертификат по онкологии либо в частном центре должен быть постоянный консультант по онкологии. Ну а за неправильное удаление новообразований нужно наказывать, вплоть до лишения лицензии».

Наказывать, конечно, нужно. Но испугаются ли косметологи, которые до сих пор спокойно нарушали существующие правила? И будет ли кто-то их проверять?..

Главное, наверное, чтобы боялись не косметологи, а сами пациенты, которые так безоговорочно доверяют свое здоровье в чьи попало руки. Которые до состояния углей жарятся в соляриях, а к врачу идут лишь тогда, когда уже совсем припрет. И пока наши люди не научатся относиться к себе ответственно, количество случаев меланомы на поздней стадии не уменьшится.