«Угон» самолета в Тюменской области оказался всего лишь неудачной сделкой

f79f0850279300dc073e4a01a14767b2


фото: youtube.com

Самолет Gardan GY-80-160.

Сначала — официоз из Уральского следственного управления на транспорте СКР. Примерно в 4.50 утра 21 июня со взлетно-посадочной полосы аэродрома авиаспортивного клуба ДОСААФ города Ишима на отстраненных от осуществления полетов самолетах Gardan GY-80-160 и Як-52 были произведены незаконные взлеты. Немного позже пилот Як-52 из-за технической неисправности самолета совершил аварийную посадку на аэродроме авиаспортивного клуба ДОСААФ города Ялуторовска. При этом воздушное судно произвело столкновение с инженерно-техническими сооружениями аэродрома. Далее пилот самолета Як-52, пересев в самолет Gardan GY-80-160, осуществил полет в неустановленном направлении.

— По факту аварийной посадки проводится доследственная проверка, — пояснила помощник руководителя Уральского следственного управления Наталья Гунькина. — В настоящее время самолет Як-52 находится на взлетно-посадочной полосе, непосредственно на месте столкновения. На месте работают следователи.

Притом что работники органов пока не дали никакой официальной квалификации действиям пилотов — Ильи Кудряшова и Рамаса Шермардини, различные источники в СМИ и интернет-форумах успели окрестить случившееся дерзким угоном. А самих пилотов — чуть ли не террористами!

Вместе с тем общие друзья и знакомые горе-авиаторов утверждают, что пилоты сами стали заложниками чьей-то махинации.

— Илья и Рамас вылетели в Ишим еще 17 июня, причем специально за самолетом Як-52, — рассказывает общий друг героев инцидента и заодно их соратник по малой авиации Николай Воропаев. — Естественно, не угонять его, а покупать.

Как поведал Воропаев, сделку оговаривали заранее, месяца за два как минимум. Более того, деньги на покупку лайнера выделил подмосковный спортивный аэродром Вихарево, что в Сергиево-Посадском районе. К этому аэродрому как раз приписан самолет «Гардан», которым управлял Кудряшов. Однако вскоре после прибытия в Ишим у авиаторов что-то не заладилось…

— Илья написал мне, что они вынуждены задержаться, у них возникли бюрократические проблемы, — говорит Воропаев. — Деньги за самолет они вроде как успели передать продавцу. А вот успели ли получить у него документы на «Як» — не знаю.

Тем не менее утром 21 июня пилоты решили вылетать обратно в Московскую область, но уже на двух самолетах. Шермардини сел за штурвал Gardan, владельцем которого он и является. А Кудряшову оставалось перегнать вновь приобретенный Як-52. Однако уже после взлета обнаружилось, что самолет неисправен — и Кудряшов был вынужден кое-как приземлиться в Ялуторовске.

— Ребята могли о чем-то повздорить с продавцом самолета, — рассуждает Воропаев. — Возможно, он их попросту кинул: деньги взял, а машину потом отдавать отказался.

Что касается вероятного маршрута самолета Gardan, то знатоки малой авиации уверены: далеко улететь он не мог. Без дозаправки такое судно может пролететь максимум 800 км. Однако более мощной машины на аэродроме под Сергиевым Посадом пока нет. Ею и должен был стать Як-52.

— Этот самолет должен был пополнить парк аэроклуба как самолет для пилотажа, — рассказывает Воропаев. — Як-52 — один из лучших пилотажных самолетов, ему практически нет аналогов в мире.

Есть и еще одна причина, которая не дает друзьям и знакомым пилотов поверить в то, что они могли угнать самолет. Оба авиатора — и Кудряшов, и Шермардини — люди серьезные и адекватные. Илья Кудряшов — физик-ядерщик, работает в НИИ ядерной физики и преподает в МГУ. Несколько лет плотно сотрудничал с Роскосмосом, был в составе русской миссии по строительству адронного коллайдера и собирал детали для космических спутников. Рамас Шермардини — известный на весь бывший Союз летчик. Был одним из тех, кто спасал людей в горах во время мощного землетрясения. Именно тот кошмар, из которого Шермардини вытаскивал людей, лег в основу сценария к фильму «Экипаж». В настоящее время он работает частным инструктором. Собственно, Илья Кудряшов — один из его подопечных. Одно это, как считают их общие знакомые, говорит о том, что никакого угона не было. Ведь укради Рамас самолет, и все, путь как в малую, так и в большую авиацию для него был бы заказан на всю оставшуюся жизнь. А стало быть, он лишился бы единственного дела и источника средств к существованию.

Отметим, что похожий случай имел место в Москве в апреле 2012 года: тогда двое пилотов, поссорившись из-за аренды с администрацией Тушинского аэродрома, попросту удрали оттуда на двух вертолетах Ми-2. Видимо, это вообще свойственно мятежной летчицкой душе: если что не так, р-р-раз — и в небо, подальше от проблем!

На момент подписания номера «МК» судьба самолета и летчиков оставалась неясной. В принципе мимо ПВО даже муха не пролетит, но сбивать маленький «Гардан», конечно, никто не будет — военные просто передают всю информацию о полете в Следственный комитет и ФСБ. Да и атаковать самолетик нет нужды: даже обычный Ми-8, зависнув над «Гарданом», попросту свалит его вниз потоком воздуха. А вот будущее можно попытаться предсказать. Нарушение правил использования воздушного пространства стоит, согласно КоАП, до 5000 рублей. Если же владельцу «Яка» все же удастся доказать, что его «птичку» угнали, — это уже совсем другая статья и другое наказание.