Медведев предложил Мединскому рассмотреть введение налога на билеты в кино


фото: Геннадий Черкасов

На встречу к Дмитрию Медведеву в Горки пригласили не совсем обычных гостей. Как правило, руководители государства встречаются с корифеями отечественного кинематографа уровня Никиты Михалкова и Карена Шахназарова, до которого участники съемочных групп фильмов "Битва за Севастополь" и "Территория" пока не дотягивают. Тем не менее, глава правительства признался, что посмотрел обе ленты и "до сих пор кое-что из них помнит". Первый фильм, напомнил Медведев, рассказывает о трагической судьбе советского снайпера Людмилы Павличенко.

— Удивительно, но про вашу героиню я почти ничего не знал, — обратился он к актрисе Юлии Пересильд, сыгравшей роль Павличенко, — Когда стал смотреть, залез в интернет, чтобы понять, что совпадает с ее реальной биографией, а что нет. Вас ведь за это тоже критиковали.

По словам Медведева, подход создателей фильма ему понравился: искать забытых героев и новые сюжеты — правильнее, нежели заниматься ремейками. Великая Отечественная война — мощный пласт истории, который и дальше будет побуждать кинематографистов снимать кино, отметил он. Но снимать нужно так, чтобы эту продукцию смотрели молодые люди — на понятном им языке, в цвете, с использованием 3D и других спецэффектов. "Современные фильмы сильно отличаются от советских: они отражают современные представления о том, каким должно быть кино, которое будут смотреть", — считает Медведев. Он сказал, что тестирует отечественную кинопродукцию на "20-летнем молодом человеке" — своем сыне Илье, обучающемся в МГИМО.

Продюсер "Битвы за Севастополь" Наталья Мокрицкая призналась, что испытывает гордость за то, что картина была снята совместно с Украиной, несмотря на тяжелый период двусторонних отношений. "Фильм был хорошо принят и в России, и на Украине. Это говорит о том, что мы один народ. Министр культуры Украины признал ее лучшей картиной за 23 года независимости и собирается выставить этот фильм на Оскар", — рассказала Мокрицая.

— Слава богу! — вырвалось у Медведева, — Значит, есть еще разумные силы, которые понимают, что мы близкие люди и у нас общая история. А нынешние трудности носят временный характер.

Он подчеркнул, что факт сотрудничества с Украиной — это здорово, а вообще никакого импортозамещения в кинематографе не должно быть. В прошлом году из 439 новых фильмов, которые шли в прокате, 82 были отечественные. В этом году к 1 июня в кинотеатрах показали уже 47 картин российского производства. "Это определенная доля", — удовлетворенно кивнул премьер, отметив, что хочет смотреть, как родное, так и иностранное кино. А вот малину предпочитает отечественную (Кстати, сразу после встречи стало известно, что правительство внесло в администрацию президента документ о продлении продуктового эмбарго в ответ на аналогичные действия Евросоюза. Об этом журналистам сообщила пресс-секретарь главы кабмина Наталья Тимакова)

Про фильм "Территория" (о подвиге геологов, нашедших золото в Магадане) Дмитрий Медведев рассказал, что деньги на его создание к нему приходил выбивать лично министр природных ресурсов Сергей Донской. Конечно, все можно было снять в павильонах «Мосфильма». Но ощущение от съемок было бы совсем другим: благодаря создателям фильма, зрители смогли увидеть труднодоступные территории Чукотки и плата Путорана, до которых вряд ли когда-нибудь доберутся сами. Участники съемочной группы жили в спартанских условиях и противостояли диким зверям, но быстроте реакции почему-то и не научились.

Когда Дмитрий Медведев задал желанный для всех гостей вопрос о том, чем государство может помочь кинематографу, мужественные мужчины растерялись и не к месту стали вспоминать Голливуд, где, как известно, вообще не существует никакой господдержки. К счастью, на выручку пришла Наталья Мокрицкая. По ее словам, хороший опыт существует в Польше, где на билеты в кино установлен специальный налог, часть которого возвращается в фонд финансирования кинопроизводства.

А у нас как? — обернулся премьер к министру культуры Владимиру Мединскому.

— У нас наоборот — билет освобожден от НДС. Считается, что мы таким образом поддерживаем зрителя и кинематограф, — ответил тот.

— Нужно посмотреть на систему налогообложения билетов, — предложил Медведев, — Может быть, какую-то часть денег можно было бы направить на развитие отечественного кино? Мы должны льготировать свои фильмы, но не факт, что такая же система должна действовать в отношении иностранных продуктов. Давайте подумаем над этим.

Окрыленная успехом Наталья Мокрицкая попросила премьера и министра культуры оказывать поддержку пока еще малочисленным женщинам-режиссерам и женщинам-продюсерам отечественного кино. "А то мужчины часто говорят, что очень ценят женскую глубину, но это относится в основном к глубине декольте", — сыронизировала она, вогнав в краску Медведева.