Cкрябин оказался королем перформанса


фото: ru.wikipedia.org

Как это, собственно, выглядит? Вы доходите до павильона «Радиоэлектроника» на ВДНХ, посреди зала стоит черный рояль, за ним — огромная, светящаяся разными огнями-треугольниками, сфера (воссозданная по чертежам и техзаданию, разработанным в 1949 году Марией Скрябиной — дочерью открывателя светомузыки); дважды в день различные пианисты начинают 40-минутные перформансы, — жмешь ноту — по полу, стенам, потолку бегут разноцветные огни… эффект очищающий сознание.

Кстати, 24-го июня состоится официальная презентация сего чуда с участием руководителя культурного департамента г-на Кибовского, директора Музея им. Скрябина Александра Лазарева, известного пианиста Михаила Воскресенского… «Аппарат» проработает на прежнем месте всего еще несколько дней, затем же начнет свое странствие по другим городским площадкам. Каким — пока уточняется.

А о деталях столь привлекательного действа нам рассказала непосредственно г-жа Чернова:

— Мария, от себя замечу, что молодежь тянется к этакому объединению музейного и концертного пространств, этот язык, этот формат очень понятен и востребован…

— Так и есть. Проект выиграл грант Департамента культуры Москвы как передвижная выставка. Мы нашли в фондах вот эти интереснейшие материалы — «33 пункта технического задания»: дочка Скрябина придумала это светомузыкальное устройство, управляемое роялем (воспроизвожу «задания» по памяти): «Конструкция должна быть прозрачной и сферической формы; цвета взяты в соответствии с видением Скрябина; должны возникать цветовые узоры etc.».

— То есть светом управляет рояль?

— Совершенно верно. Дочь прописала аппарат теоретически, хотя в 1949-м это было воплощено в жизнь, но, конечно, не в таком масштабном и ярком варианте как у нас. Понятно, что нам пришлось постараться, чтобы эта история впечатляла современного искушенного человека. Так вот, что показала выставка: во-первых, приходящие, как правило, ничего вообще не знают о Скрябине. Послушав концерт, им становится интересно узнать о его личности, его идеях, посетить мемориальный музей, где все подробно расскажут. Поэтому мы очень заинтересованы в таких спецпроектах: они невероятно популяризируют имя композитора в молодежной среде, среди людей, не имеющих никакого отношения к профессиональной музыке…

— А можно самим поиграть на рояле?

— Разумеется, почему нет? Световая сфера мгновенно оживает, подчиняясь нажатию клавиш… Ну а настоящие пианисты играют как Скрябина, так и, нередко, Шопена с Рахманиновым; кроме того, импровизируют молодые композиторы, — зрелище запоминающееся.

— А как технически все это работает?

— Свои эксперименты мы начали с того, что в первый день поставили роботизированный рояль, который сам по себе играл, а сфера генерировала свет в зал. Но практика показала, что люди, заходящие в павильон, на рояль-робот плохо реагировали, желая живого исполнения. Сидели-сидели, слушали-слушали, и понимали, что им что-то не хватает. Наши объяснения не спасали ситуацию. Пришлось срочно поменять робота на живой рояль и живых пианистов. И сразу все зажило и задышало совсем по-другому. В рояль встроены микрофоны, которые считывают звук посредством специально созданной компьютерной программы, затем компьютер гармонию звуков преобразует в гармонию света.

— Понятно, что мы не будем пересказывать скрябинские теории, но что должен увидеть в светомузыке современный слушатель?

— Это, по большей части, атмосферная история, потому что весь павильон переливается в цветах (еще и зеркала отражают свет!), и человек все глубже уходит в свои мысли, погружается в музыку… чего, собственно, Скрябин и желал.