ММКФ: едим дома с Никитой Михалковым

Кадр из к/ф «Росита»

Никакого парада лучших фильмов, как это принято на крупных фестивалях не запланировано. Печалиться по этому поводу не стоит: то немногое лучшее, что представлялось на ММКФ, скоро выйдет в прокат. А об остальном сожалеть нечего.

Едим попкорн

Пока Никита Михалков разрабатывает систему общественного питания и каждый день подкармливает журналистов бесплатным попкорном перед входом в кинозал (для многих это единственный прием пищи в течение расписанного по минутам дня), подведомственный ему фестиваль, если еще и не сосет лапу, то сидит на полуголодном пайке. Мировые звезды представлены только в жюри. На конкурсные показы никто не рвется. На некоторых сеансах так малолюдно, что неудобно перед иностранными гостями, приезжающими представлять картины. Публика частенько покидает кинозалы. Смотреть тягучее, а то и просто неталантливое кино неподготовленному человеку трудно да и незачем. Оживление царит на российских картинах – благо их три в конкурсе. А Дом кино, где идут «Российские программы», штурмуют в течение дня толпы людей. Так что довольствуемся собой, к чему нас и призывает второй год подряд президент ММКФ Никита Михалков. Не нужен нам никто, давайте радоваться тому, что есть.

Никита Михалков
Вечер Татьяны Михалковой в рамках 37-го Московского кинофестиваля (45 фото)

Надо сказать, что фильмов прошлогоднего конкурса, как и победителей, почти не вспомнить. Примерно та же картина ждет нас и теперь Есть, правда, приятные сердцу зрителя картины, вроде простой и симпатичной датской «Росита». Когда-то ее режиссер Фредерикке Аспек победила в Каннах в студенческой программе «Синефондасьон», а теперь снимает кино на актуальную в Европе тему. В одном рыбацком поселке на севере Дании живут отец и сын. Женщин там практически нет. Вот и приглашают филиппинок вести хозяйство. На главную роль актрису искали по скайпу. Остальные – давно уже местные. Филиппинки мечтают, конечно, о большем: не полы мыть, а выйти замуж за датских мужчин и обеспечить дальнейшую жизнь. «На севере Норвегии есть рыбацкие селения, откуда все женщины уехали и живут в городе. Вот и приходится рыбакам искать женщин в Интернете» — рассказывает Фредерикке Аспек. В ее картине снимались прекрасные актеры: Лисе Бааструп, удостоенный «Серебряного медведя» Берлинале, сыграл сына , а отца – знаменитый в Скандинавии Енс Албинус. Для Лисе он – кумир. Молодой актер пересмотрел все фильмы с его участием. Поэтому жесты героев так похожи, так что никаких сомнений, в их родстве не возникает. Росита становится женой отца-вдовца, но готова составить партию сыну. Для них она, как глоток свежего воздуха. Режиссер настаивает, что никакая она не жертва, как и множество других ее соотечественниц, приезжающих в Данию: «Многие считают, что филиппинки у нас живут в аду. Но они — сильные женщины, смело меняющие свою жизнь даже если надо засыпать с незнакомцем и оставлять детей и больных родителей на родине. Я верю в лучший исход таких историй, поэтому пригласила на главную роль Енса Албинуса. Он – не Апполон, но симпатичный мужчина».

На безрыбье неплохо смотрятся «Герои зла» дебютанта из Испании Сое Берриатуа. Эта картина о трудных подростках, занимающихся мелкими кражами, нападающих на тех, кто их публично унизил (пострадала даже проститутка). Самый неуравновешенный из них, единожды убив, готов к дальнейшим действиям. Искоренить зло можно только искоренив его самого. Снимались в фильме молодые актеры, которые в себя не могут прийти от счастья, что оказались в Москве и приобщаться к великой русской культуре. Сое Берриатуа восхищался Прокофьевым и Хачатуряном. Хорхе Клементе, сыгравший юного убийцу, говорит, что в жизни совсем не такой, как на экране. Пришлось довериться режиссеру и роли, нырнув в нее с головой, как в бассейн. Авторы фильма попытались разобраться в истоках подросткового насилия и жестокости, как они возникают, когда тинейджер вынужден защититься. Это не единственная картина о переживаниях подростков. В лидерах числится сербский «Анклав» Горона Радовановича о детях в Косово, где межнациональные отношения между албанцами и сербами накалены до предела. Один эпизод «Анклава» произвлдит сильное впечатление: ребенка накрывает колокол, и непонятно, сообщит ли о происшествии его маленький «враг» или оставит умирать страшной смертью.

Вертолет за молоком

Самый маститый из кинематографистов, чья картина участвует в основном конкурсе, — финнский режиссер и продюсер, писатель и политик, член Европарламента Йорн Доннер. Его фильм «Арми жива!» — о создательнице национального модного бренда Финляндии «Маримекко», женщина, доходившей до границ счастья и гнева, как скажет про нее актриса Минна Хаапкюля. Она могла отправить вертолет за молоком.

Доннер имеет право сказать: «У меня славное прошлое. Свой первый фильм я сделал более 50 лет назад. Достигнув определенного возраста, уже не могу долго снимать. Если бы я работал, как американцы по три месяца, я бы умер». В 2009 году Йорн Доннер участвовал в ММКФ с картиной «Допрос», основанной на протоколах допроса советской шпионки. «Я люблю женщин, — говорит он. — В 16 картинах, что я успел снять, главные роли отводились именно им. Такие женщины, как Арни, — редкий вид. Мне скучно было снимать байопик и я придумал более интеллектуальный ход, создав на экране театральное пространство, прибегнув к репетициям. Арми Ратиа — реальная женщина. Я познакомился с ней в 1967 году, и она попросила меня поучаствовать в работе ее компании. 10 лет мы общались. Она довольно рано умерла. А теперь мы взяли на прокат ткани и платья у «Маримекко», чтобы воспроизвести тот мир, которым она жила. У Арми трое детей. Старший сын и дочь стали дизайнерами. Они приняли нашу картину, хотя история не совсем нормальная. Но никакой цензуры не было. Никто не вмешивался даже в сцену, где Арми заниматся сексом с президентом Финляндии, правда, происходит это за кадром».

Накануне показа в честь господина Доннера был дан прием в посольстве Финляндии в Москве. Там он держал речь и общался с писателем Виктором Ерофеевым. По просьбе «МК» Йорн рассказал о своем отце и Ингмаре Бергмане: « Я снял телефильм и написал книгу об отце. В 1911-1914 годах он путешествовал по Сибири. Частично мы снимали в Санкт-Петербурге. У меня много воспоминаний о России, хороших и плохих. Что же касается Бергмана, то я познакомился с ним в 1952 году. И в 70-е годы, когда он жил в Мюнхене, мы с ним много общались. Я нашел деньги на его фильм Фанни и Александр». Сказано это было скупо. Между тем Доннер стал продюсером этой выдающейся картины, а позднее написал книгу о Бергмане, которую издали в России.

Смотрите видео по теме "МК ТВ. Никита Михалков раскрыл секреты ММКФ"

Президент Московского Международного кинофестиваля Никита Михалков рассказал журналистам о том, зачем он звонил мэру Москвы Собянину, и о своем отношении к американской киноиндустрии.