50-й кинофестиваль в Карловых Варах: лесоруб Тарасюк не пропил глобус


фото: Светлана Хохрякова

В 2011 году Диего уже снимал Боба в документальном фильме. Этот человек настолько поразил воображение молодого режиссера своим поэтическим отношением к деревьям, что у него, по его собственному признанию, так разыгрался аппетит, что он почувствовал голод по игровой картине с участием этого же героя. Снимался и зять Боба, который трудится на ферме уже десять лет. Правда жизни покорила жюри, в котором работала и режиссер из России Ангелина Никонова. Все более изощренные и вычурные киновысказывания отошли на второй план. Боб Тарасюк не только валит лес, ухаживает за овцами и коровами, но разговаривает с ними. Он склонен к экзистенциальным переживаниям, опровергая расхожие представления о том, что человек, занятый тяжелым физическим трудом, не подвержен чувствительности и душевным переживаниям. Особенно впечатляет финальная сцена «Боба и деревьев», до которой, правда, не всякий зритель досидит. Лесоруб Боб за рулем начинает исполнять рэп, и это нечто из ряда вон выходящее. Картину Диего Онгаро наградило и экуменическое жюри, состоящее из представителей религиозных конфессий. Это же жюри специальным упоминанием отметило и «Песнь Песней» Евы Неман, представляющую Украину.

Это экранизация прозы Шолом-Алейхема, снятая на русском языке, где евреев небольшого городка начала прошлого века сыграли российские артисты Альберт Филозов, Карен Бадалов, Марина Полицеймако, Михаил Богдасаров и Всеволод Шиловский. Интересно, что Всеволод Шиловский узнал об участии фильма в конкурсе, находясь в Карловых Варах на отдыхе. Картина получилась излишне театральной, и этим она отличалась на общем фоне. Но искусственность мира Ева, кажется, намеренно культивирует.

Особого мнения большого жюри удостоена анимационная лента «Волшебная гора» румынского режиссера Aнки Дамиан, созданная Румынией совместно с Францией и Польшей. Прежде Анка работала в документальном кино, но материал, с которым она столкнулась, потребовал новых художественных средств. Она использовала фотографии из архива главного героя Адама Яшека Винклера — польского фотографа и альпиниста, переехавшего во Францию еще в 1965 году. Когда ему было два года, в Катыни под Смоленском были истреблены четыре тысячи польских офицеров. Генетическая память об этом не давала Винклеру покоя всю жизнь, которую он посвятил борьбе с большевизмом. По этой причине он и покинул коммунистическую Польшу. А потом оказался в Афганистане во времена присутствия там советских войск, пробудивших в очередной раз политическую активность Винклера. На чьей он стороне, и гадать не надо. Это жесткое высказывание по отношению к СССР. Поскольку этого человека уже нет в живых, потребовались выразительные средства анимации, запечатлевшей не только красоту гор, но и восточный колорит Афганистана.

Приз зрителей получила картина «Юность» итальянского режиссера Паоло Соррентино, представлял которую в Карловых Варах выдающийся американский актер Харви Кейтель. Его немолодой герой, оказавшись на высокогорном курорте, подводит итоги жизни. Партнером Кейтеля стал 82-летний британский актер Майкл Кейн.

Сильное впечатление произвела в Карловых Варах ретроспектива Ларисы Шепитько. Многим ее творчество оказалось совсем незнакомо. Лично я впервые увидела некоторые фильмы на большом экране. «Сын пани режиссерки», как здесь представляли журналиста Антона Климова, великолепно представлял фильмы на английском языке, не ограничивался общими фразами, а рассказывал зрителям о своей матери и том времени, в котором рождались ее фильмы. После показов устраивалось обсуждение. Зрители оказались весьма информированными, расспрашивали не только о Ларисе Шепитько, но и об отце Антона — кинорежиссере Элеме Климове. Когда-то он приезжал на фестиваль в качестве члена жюри и потом сказал сыну: «Карловы Вары — это филиал рая на Земле». Любимая картина Антона — из того, что сняла его мама, — «Ты и я». Сегодня она смотрится совсем уж экзистенциально, и публика почувствовала это. Ее герои в исполнении Аллы Демидовой и покойного Леонида Дьячкова — какие-то особенные люди, можно сказать, антисоветские, хотя никакой подрывающей социалистические устои деятельностью они не занимаются. Просто они склонны к рефлексиям, самым необъяснимым поступкам, переживают душевный слом.

Зрители не обошли и вопрос о происхождении режиссера. В очередной раз пришлось развеять информацию об иранских корнях Шепитько. Антон рассказывал, что его мать — стопроцентная украинка, родившаяся в Донбассе — в Артемовске, жила во Львове, откуда и отправилась в Москву поступать во ВГИК. Там встретила Элема Климова — уроженца Сталинграда, стопроцентно русского человека. После такой информации зрители как-то даже притихли, переваривая российско-украинский национальный вопрос.