Студентов загонят в стартапы


фото: Наталия Губернаторова

По окончании вуза многие молодые люди задумываются о начале собственного бизнеса, и в первую очередь их привлекают интернет-технологии. Их манит слава создателей популярных соцсетей, смартфонов, модных приложений. Зарубежные выпускники и учащиеся вузов тысячами создают инновационные микрокомпании, собирая деньги на стартап краудфандингом (т.е. кличем в Интернете: «подайте кто сколько сможет в обмен на будущий продукт!»).

И идеи, надо сказать, воплощаются потрясающие. Как вам вертолет-квадрокоптер, который летит над вами, ориентируясь на сигнал браслета на вашей руке? Он не требует никакого управления и в высоком качестве снимает видео с вашим участием в движении — будь вы на скейте, велике, серфе. Или «умный чемодан туриста», который открывается по отпечатку пальца, сообщает вам на смартфон свои координаты, умеет заряжать гаджеты от USB, а также содержит встроенные весы, чтобы не переплачивать в аэропортах? А электрические роликовые коньки? Это не мечты или идеи, а уже реально продающиеся разработки! Вот только не у нас, а там…

В России, увы, пока особо похвастаться нечем. Собирать деньги краудфандингом у нас получается не слишком хорошо, инвесторы и «бизнес-ангелы» кисло смотрят на студентов с идеями, и стартап зачастую умирает, не родившись. Похоже, причина в том, что у нас знают о стартапах понаслышке и не в курсе «глубинной кухни». В то время как в таких вузах, как Стэнфорд, Массачусетский технологический, бизнес-школа Беркли, и других ведущих университетах уже давно существуют курсы по инновационному предпринимательству.

Но теперь в России учить студентов инновационному бизнесу будут массово и организованно, по единой программе и по всей стране.

— Мы недавно провели анализ трудоустройства всех выпускников 2013–2014 годов — это примерно 1,2 млн человек, — говорит Александр Соболев, директор Департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки. — Трудоустроено чуть более 800 тыс., или около 75% (правда, не обязательно по специальности). Из них около 3% в первый же год после окончания вуза начали собственный бизнес — и это весьма неплохая цифра, хотя она значительно ниже американской или европейской. Проблема в том, что многие молодые люди, обладая идеей, не имеют навыков для развития бизнеса.

— Студенты, аспиранты, молодые ученые могут разработать продукт, но не всегда могут четко сформулировать бизнес-идею, — подтверждает Александр Рагуткин, проректор по научной работе МИРЭА. — В вузах не готовят людей для общения с инвестором и потенциальным клиентом.

Именно для закрытия этой бреши и был создан Фонд развития интернет-инициатив, который бесплатно продвигает в вузах страны курс по правильному созданию и развитию молодежного бизнеса — стартапа.

— Мы подготовили специально под формат вуза программу обучения стартаперов — она уже заработала в МГУ, ВШЭ, Академии им. Плеханова, МГТУ им. Баумана, МИРЭА, Уральском федеральном университете и других, — рассказывает Кирилл Варламов, директор фонда. — В этом году мы подписали договоры с 22 крупнейшими университетами, где представлены технические направления и IT, а в следующем году планируем запустить ее в 100 вузах. Записаться на курс в 2015-м смогут до 200 000 студентов, а к 2016 году — до миллиона. Материалы и методики передаются вузам совершенно бесплатно, организовывается работа в аудиториях и на семинарах. Параллельно мы обучили около 400 частных инвесторов — людей, которые готовы вкладывать свои деньги в студенческие фирмы, — мы научили их определять перспективные проекты, способные приносить прибыль.

— Пока курс по созданию и развитию стартапов — выборный, факультативный. Вузам долго обновлять программу, чтобы вставить его в основную программу, — рассказывает создательница курса Маргарита Зобнина.

«МК» попросил директора фонда Кирилла Варламова привести примеры конкретных студенческих проектов, у которых есть шанс на успех и интерес инвесторов.

— Интересный проект называется «Турбазар». Это по факту интернет-сервис. Суть его такова — у мини-отелей, домов отдыха, турбаз есть нераспроданный фонд в мертвый сезон. С ними заключается договор, и те условно бесплатно передают номерной фонд студенческому проекту. В Интернете ребята делают аукцион при цене от рубля — продается возможность провести 2–3 дня в доме отдыха. Главное условие — сделать рекламу в соцсетях. Дома отдыха, турбазы и санатории избавляются от простоя площадей и получают рекламу, а все желающие могут за 1000–2000 рублей снять номер на выходные и весело провести их за городом.

— У нас в основном делают приложения, разные интернет-сервисы, информационные проекты — то, что полезно, но нельзя пощупать руками. Иностранцы же чаще создают вещи, которые можно купить «живьем», — инновационные устройства, бытовые приборы, игрушки. Почему у нас не так?

— Вы отчасти правы — у нас больше программных продуктов. Вероятно, причина в менее развитой материальной базе — в России только в последнее время появляются «фаб-лабы» — лаборатории, где можно сделать инновационные «железки». Но все же российские студенты делают не только программные разработки. Наши студенты разработали, к примеру, умные часы, противоугонную систему для велосипеда, которая сообщает его координаты на смартфон владельца, «кнопку жизни» — устройство, позволяющее пожилому или больному человеку одним касанием послать сигнал о помощи.

— Но все эти разработки я уже видел на зарубежных сайтах, причем давно. Где что-то оригинальное?!

— Не спешите обвинять наших во вторичности! Во-первых, конечно, это не плагиат, а адаптация известных идей для наших условий. К примеру, 70% американских успешных стартапов у нас вообще никому не интересны, а процентов 30 нужно серьезно адаптировать — это непростая и нужная работа. Плюс использование известных идей — необходимый этап развития, ведь за рубежом инновационные студенческие стартапы развиваются куда дольше, чем в России. Но мы обязательно их догоним!