Легкая атлетика: Виктор Чёгин лишен неприкосновенности?


фото: morguefile.com

 «РУСАДА в рамках расследования, начатого 4 июля 2015 года в отношении персонала Центра олимпийской подготовки Республики Мордовия по спортивной ходьбе В.М. Чегина, приняло решение о начале расследования в отношении тренера Виктора Чёгина, в связи с возможным нарушением антидопинговых правил.

А именно пункта 2.6 («Обладание запрещенными субстанциями и запрещенными методами»), пункта 2.8 («Назначение или попытка назначения любому спортсмену запрещенной субстанции или запрещенного метода») и пункта 2.9 («Соучастие»)», – говорится в сообщении агентства.

Иными словами, очищенными от официальных наслоений, Чёгина подозревают в обладании запрещенными субстанциями и запрещенными методами, в назначении или даже попытке назначения любому спортсмену запрещенной субстанции и запрещенного метода, а также в соучастии приема допинга спортсменами, чья вина уже доказана. (А последних у Чёгина накопилось аж два десятка.)

С чего бы это случилось нынче то, что ожидали уже давным-давно? Крови безвинной никто никогда не жаждет, но и закрывать глаза на очевидное, согласитесь, как-то придурковато.

Почему Виктору Чёгину, наконец-то, «прилетело» личное расследование, мы можем гадать, а министр спорта Виталий Мутко знает наверняка. Прямо ничего не говорит, но и косвенных слов вполне достаточно: тренер Чёгин лишен неприкосновенности, которой обладал раньше. Как глубоко и жестко намерено РУСАДА копать и наказывать – вопрос времени.

Министр объясняет: есть новые обстоятельства, которые связаны с жестким контролем соблюдения антидопинговых правил, нечестные победы нам не нужны. И подчеркивает — корни допингового зла лежат очень глубоко, и мы полны решимости с этим злом бороться. «Вскрываются факты, которые говорят о необходимости поработать в отношении деятельности Виктора Михайловича. Дальнейший процесс — это сфера деятельности Всероссийской федерации легкой атлетики, РУСАДА».

И напоминает: комиссия WADA ведет свое расследование, результаты должны быть обнародованы до конца года, но, может, и раньше, РУСАДА тоже ведет расследование с прошлого года, прошел целый ряд увольнений, «казалось, что все правильно, но появилась необходимость продолжить работу».

С прошлого года, после дисквалификации чемпионки мира и Олимпийских игр Елены Лашмановой, РУСАДА действительно вело расследование, но оно касалось деятельности центра в Саранске. Того самого уникального Центра олимпийской подготовки по спортивной ходьбе, что назван именем Чёгина. Руководил центром тогда Виктор Колесников. В ноябре РУСАДА дисквалифицировало его на четыре года за нарушение антидопинговых правил. Новым директором стала олимпийская чемпионка Ольга Каниськина, которая практически сразу оказалась сама «героиней» скандала и ушла в дисквал вместе с группой титулованных же товарищей. Произошли кадровые изменения и в министерстве спорта Мордовии.

Виктор Чёгин, к всеобщему удивлению, оставался «вне игры».

Теперь он, судя по всему, вызван в «основной» состав нарушителей.

Зимой, вслед за групповой дисквалификацией ходоков, министр спорта сформулировал ситуацию предельно ясно: «если будут доказаны факты непосредственного участия Виктора Чёгина в процессе, то будут приняты меры. А сейчас человек работает, такими кадрами разбрасываться нельзя».

Исполнительный директор РУСАДА Никита Камаев, рассказывая о расследовании в центре олимпийской подготовки Мордовии, на вопрос, имеет ли право Виктор Чёгин оставаться в роли тренера, говорил, что «в рамках расследования деятельности ЦОП по спортивной ходьбе проводится расследование и по Виктору Чегину, оно еще не завершено». (Значит, расследование уже и тогда велось, но нынче оно приобретает полноценно официальный характер.)

И уточнил, что РУСАДА не сочло целесообразным временное отстранение Чёгина от тренерской деятельности. Да и вопрос исполнения трудовых обязанностей в компетенцию РУСАДА не входит.

А Юрий Борзаковский, ставший уже к тому времени главным тренером сборной России и принявший вместе с должностью груз ответственности за все былое, подтверждал, что Виктор Чёгин продолжит работать с командой.

«Допинг-скандалы были, но сейчас мы начинаем с чистого листа. Он будет тренером сборной до тех пор, пока не будет официальной бумаги, что он обвинен в том-то и том-то».

Вадим Зеличенок, исполняющий обязанности президента Всероссийской федерации легкой атлетики, придерживался примерно такой же позиции.

«Я считаю, что не стоит нам все случаи, которые произошли, вешать на одного человека. Было бы очень просто сказать, что во всем виноват Чёгин, но, мягко говоря, это не совсем так».

Оборону тренера держали абсолютно все, и делали это, похоже, искренне уверенные в успехе.

Сам Виктор Чёгин хранил молчание, из тренерского штаба сборной его вроде как вывели сразу же после скандала с Еленой

Лашмановой, лишили права ездить на официальные старты. Но в Цюрих на чемпионат Европы прошлого года он приехал как частное лицо – а кто может запретить свободному человеку свободно передвигаться по Европе? Да и указания выкрикивать по ходу дистанции тоже.

Единственные слова, которые тренер себе позволил после шокирующего фонтана скандалов, так это обещание прокомментировать все случившееся после Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро.

«У меня нет никакого желания сейчас ввязываться в какие-то дискуссии со своими недоброжелателями. Я хочу просто работать. Намерен ли я когда-либо комментировать все, что происходит вокруг меня? Думаю, я сделаю это только после победной для нас Олимпиады в Рио-де-Жанейро».

Но нынче, видимо, та самая официальная бумага, о которой говорил Борзаковский, на подходе. И и.о. президента ВФЛА Вадим Зеличенок подчеркивает, что в то время, пока идет расследование, спортсменам запрещено работать с именитым тренером. Кто не послушается – попадет под санкции.

Еще в феврале стало известно, что Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF) не намерена закрывать глаза на то, что происходит в российской ходьбе. IAAF открыла дисциплинарное дело в отношении тренера сборной и заявила – Чёгину грозит от четырех лет до пожизненной дисквалификации за распространение и назначение запрещенных препаратов, если будет доказана его вина. Причем – что существенно – решение может быть принято без учета результатов расследования в России.

…Недавно американцы на восемь лет дисквалифицировали олимпийского чемпиона Джона Драммонда, он же — тренер многократного чемпиона мира Тайсона Гэя. И все за то же: хранение и распространение запрещенных веществ среди атлетов.

Риторический вопрос: что хоть как-то сохраняет подпорченное лицо – если его обладатели сами себя наказывают или их ставят перед фактом?