«Пенисы, растущие на деревьях»: два молодых историка вернули Россию в Средневековье


фото: vk.com

— Как я понимаю, вы с Константином Мефатхудиновым (второй отец-основатель — «МК») студенты исторического факультета Высшей школы экономики?

— Закончили истфак в этом году. Сейчас я намереваюсь пойти на медиакоммуникации опять же в Вышку.

— И как «Средневековье» начиналось?

— Не знаю, как в Москве, но в школе, где я учился, мы… пропустили Средние века. Можно сказать, что я абсолютно ничего о них не знал.

Страдающее Средневековье российских историков (17 фото)

Когда я пришел на первый курс, сразу зашла речь о курсовой работе. Подбегаю с открытым ртом к Михаилу Анатольевичу Бойцову (я писал работу по античности), а он говорит: «Возьмите Светония». Ладно, хорошо. Отхожу от него и понимаю, что не знаю, кто такой Светоний. Похожая ситуация была со Средними веками. Учебник Карпова МГУшный — первое, что я открыл и что я начал читать

На втором курсе мы увлеклись историей Средних веков, влюбились в нашего преподавателя. Ходили к нему на дополнительные курсы, семинары. И пришла идея пошутить над миниатюрами, которые он показывал. Там был Атон I, мы что-то пошутили про него и потом подумали: «А почему бы не создать паблик, где будем приписывать всякие прикольные надписи?»

Группу создал Костя. Я сперва считал, что идея бредовая. После скинул сам туда пару картинок, смотрю – люди лайкают. Думаю: «А почему бы и нет? Вдруг пройдет!»

Не могу назвать себя медиевистом и не могу сказать, что предан науке. Просто в какой-то момент меня это очень увлекло, в дальнейшем же интерес прошел… все утекло в бесконечные шутки в паблике.

— Откуда картинки берете? Как это все технически устроено?

— Вначале я скачал две программы на телефон – для создания комиксов и мемов. С их помощью в свободное время отшучивался, находил какие-то миниатюры. Затем подписался на твиттеры немецких и американских историков, которые этим занимаются, ходят в библиотеки, сканируют и выкладывают.

Еще я наткнулся на блог немецкого историка по фамилии Остерман, содержащий просто огромное количество миниатюр, которые я раньше нигде не встречал — начиная от пенисов, растущих на деревьях, и заканчивая беспросветным адом, где женщина стоит с двумя мужскими головами в руках.

Я постил, постил, меня это очень забавляло, потому что приходили новые люди, а мне, в свою очередь, интересно было, сколько такая фигня может собрать человек. В один момент я хотел закончить этим заниматься – полагал, что больше народу не придет. И в итоге «бомбануло».

Страдающее Средневековье российских историков (17 фото)

Потом мы задумались о популяризации истории. Почему бы не начать учить чему-то завсегдатаев соцсетей? Если они видят на картинке двух кроликов, которые убивают человека, то разумно опубликовать статью о том, почему это рисовали.

— Почему Средневековье непременно должно страдать?

— На паре разбирали миниатюру, где Сатана поедает людей. «Боже, как они страдают!» — говорили студенты. Преподаватель согласился: «Да, настоящее страдающее Средневековье».

— Ты продолжаешь по сей день вести группу?

— Уже практически этим не занимаюсь: устроился на работу. Зато люди сами стали делать картинки и присылать их. В тяжелое время мы живем, так что Средневековье возвращается – этакая страдающая современность. Я подумал, что людям то, что происходит в России, порой действительно кажется Средневековьем.

— В оффлайн выходить не думали?

— Любой историк хочет стать популярным. Недавно на время закрылась печатная версия «Дилетанта», и исторических журналов сейчас в принципе нет. Выходит в маленьких масштабах, допустим, «Казус», который лежит в «Фаланстере», в Исторической библиотеке… А создать что-то массовое и познавательное в печати, несомненно, круто. Но пока это все на стадии зарождения. Занудные статьи, написанные помпезным языком, как карамзинский труд, понравятся очень небольшому числу людей. Да это вообще никто не будет читать. Хотя иногда мы подстраиваемся под какие-то актуальные проекты Госдумы, можем добавить политики в миниатюру – в твиттере это одобрят, а в сообществе нет. Там сразу скажут: «политота»…

Страдающее Средневековье российских историков (17 фото)

— Какие посты вызывали самый большой интерес?

— К примеру, пять монахов со страдающими лицами, с закатанными глазами стоят, и подпись: «Гуманитарий на алгебре». Многим знакомая ситуация.

— Иногда вы шутите еще как цинично. Не пытался ли Роскомнадзор блокировать вашу страницу?

— Слава богу, до нас никто не дошел. Ребята писали в комментариях: «Вас закроют, вас заблокируют». Но в целом это явление непредсказуемое, и я не удивлюсь, если завтра открою почту, а там предостережение: «Поосторожнее шутите». Но, кстати, пост с подборкой наших миниатюр на одном из сайтов пришлось удалить ввиду небывалого бардака в комментариях. Зато сработал эффект Стрейзанд, и в результате еще большая популярность к нам пришла.

Страдающее Средневековье российских историков (17 фото)

Есть предел, конечно, и мы советуемся по поводу этого. Я считаю, то, что может оскорбить человека с ограниченными возможностями или комплексом неполноценности – перебор, это неправильно.

Главное – что внутри тебя. Поэтому ко всему нужно относиться спокойно, ни в коем случае не применять никаких карательных мер. Что бы это ни значило…

«Пенисы, растущие на деревьях»: два молодых историка вернули Россию в Средневековье


фото: vk.com

— Как я понимаю, вы с Константином Мефатхудиновым (второй отец-основатель — «МК») студенты исторического факультета Высшей школы экономики?

— Закончили истфак в этом году. Сейчас я намереваюсь пойти на медиакоммуникации опять же в Вышку. (далее…)