Классик гражданской защиты

«Солдатами не рождаются». С легкой руки писателя Константина Симонова такая формулировка приобрела популярность. Однако в столь уникальном случае, как с Дмитрием Михайликом, есть соблазн вспомнить альтернативную формулировку, использовать слова «призвание», «военная косточка». И все-таки… Он ведь действительно «не родился солдатом». Поверни судьба свой «руль» иначе — может быть, знали бы мы сейчас замечательного артиста или певца Михайлика.

Село Нагорновка в Белопольском районе Сумской области — нынешнее украинское зарубежье. Именно здесь в далеком 1920 году 5 ноября появился на свет мальчик Дима. Родители — простые крестьяне. Уже через три года малыш лишился отца: председателя волостного правления Ивана Степановича Михайлика убили враги новой власти. Матери Анастасии Филипповне пришлось «тянуть» их с младшим братом одной. Ребята с малолетства привыкли к тяжелому крестьянскому труду.

Дима отличался задорным, боевитым характером и мечтал стать артистом. Это была не пустая блажь: паренек обладал прекрасным голосом, отлично танцевал, научился играть на балалайке, гитаре и даже организовал в клубе ансамбль народных инструментов, а еще пропадал на репетициях драмкружка, с успехом участвуя в спектаклях. Однако сценической карьеры не получилось — так и не добрался выпускник школы Дмитрий Михайлик до театрального или музыкального училища. Вместо этого предложено ему было совсем иное учебное заведение: летом 1939 года в военкомате юноше выдали направление для поступления в Могилевское стрелково-пулеметное училище. С этого момента и началась его карьера военного.

Учебный курс был рассчитан на 2 года. В июне 1941-го свежеиспеченный пехотный лейтенант с двумя «кубарями» в петлицах получил назначение в войсковую часть, а буквально через несколько дней грянула Великая Отечественная.

Говорят, таким, как он, командирам взводов в боях определен был средний срок жизни всего три дня. Однако Дмитрию Михайлику военная судьба улыбнулась. Он прошел войну «от звонка до звонка» и вернулся с полей сражений живым. Воевал на Юго-Западном, Ленинградском, 2-м Прибалтийском фронтах — и все время в самых «уязвимых» войсках — в пехоте. Был трижды ранен, получил тяжелую контузию, но, главное, уцелел… Не заставили себя ждать и повышения по службе: начав в 1941-м с должности комвзвода, уже к 1943-му Михайлик стал капитаном и комбатом.


Комбат Михайлик. 1948 г.

Именно в такой должности Дмитрий Иванович участвовал ранней весной 1944-го в операции по форсированию реки Нарвы. Хорошо подготовленный и обученный батальон Михайлика не только сумел преодолеть эту сложную водную преграду без потерь, не только захватил плацдарм на вражеском берегу, но еще и удерживал его в течение почти двух недель, пока не начали наступление главные силы. Удерживал, отбивая многочисленные атаки, и сам контратакуя, под сильнейшим вражеским обстрелом (согласно боевым донесениям, только за 7 марта 1944 года немцы выпустили по позициям батальона более 7000 снарядов и мин)…

За проявленную храбрость и умелые действия в том бою командир полка написал на своего комбата представление к званию Героя Советского Союза. Этот документ утвердило и командование дивизии, но где-то в вышестоящих штабах наградной лист «тормознули». А может, представление попросту затерялось во время случившейся вскоре передачи дивизии, где служил капитан, с одного фронта на другой… В итоге Героем официальным — «на бумаге» — Дмитрий Иванович так и не стал, однако то, что он настоящий герой войны, не может вызвать никаких сомнений. Подтверждением тому — множество его заслуженных наград: два ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, три ордена Отечественной войны, два ордена Красной Звезды, медали…

Наградные документы военного времени… Несмотря на всю «казенность» языка, в этих строках можно прочитать о характерных чертах командира Михайлика, о тех главных принципах, которым он следовал в трудные времена борьбы со страшным врагом.

…Из наградного листа на представление командира 1-го батальона 708-го стрелкового полка 43-й краснознаменной дивизии капитана Дмитрия Михайлика: «…Капитан Михайлик перед началом прорыва переднего края обороны немцев в районе местечка Макси Эстонской ССР 10 августа 1944 г. провел большую подготовительную работу. Тщательно изучил полосу наступления, вместе с офицерским составом точно установил огневые точки противника, расположение артиллерийских и минометных батарей… За 2 часа боя батальон Михайлика освободил 5 населенных пунктов и продвинулся на 10 км вглубь обороны… Капитан Михайлик, лично общаясь с командирами и бойцами, воодушевлял на героизм, мужество и подвиги. За умелое руководство и личную отвагу достоин правительственной награды — ордена Красного Знамени. Командир 708 СП майор Гогоберидзе».

Особое значение для нынешнего юбиляра имеет орден Александра Невского. И даже не из-за того, что эту награду вручали на фронте совсем не часто, а потому, что получил он ее за непосредственное участие в одном из очень значимых событий Великой Отечественной. В одном из номеров армейской газеты весной 1944 года был опубликован портрет совсем еще молодого командира с несколькими орденами на груди. Фотографию сопроводили пояснительной надписью: «Капитан Д.И.Михайлик — заслуженный боевой офицер… За смелый обходной маневр, совершенный его подразделением в январе этого года и увенчавшийся взятием крупного населенного пункта N, капитан Михайлик был награжден орденом Александра Невского…» Теперь, когда сохранение тех фронтовых тайн уже потеряло свою актуальность, ветеран не скрывает: латинской литерой газетчики «зашифровали» город Ропшу. В ее районе тогда, 71 год назад, произошло соединение наступавших навстречу друг другу двух армий Ленинградского фронта: одна из них атаковала с Ораниенбаумского плацдарма, другая продвигалась вперед из района Пулковских высот. Их прорыв навстречу друг другу положил начало полному освобождению Ленинграда от немецкой блокады, и этот стык произошел как раз на участке, где действовало воинское подразделение Михайлика.

День Победы батальон Дмитрия Ивановича встретил, как и другие части 2-го Прибалтийского фронта, на позициях вдоль побережья Балтийского моря, — кое-где еще приходилось добивать отдельные сопротивлявшиеся группы солдат вермахта.


Дмитрий Иванович — председатель Государственной аттестационной комиссии Академии гражданской защиты МЧС России.

Война закончилась, но военная эпопея Михайлика продолжалась. В конце 1946 года боевой майор закончил Высшие курсы усовершенствования командного состава «Выстрел» и был направлен служить комбатом в войска Дальневосточного военного округа. Полутора годами позднее состоялся переход на следующую ступеньку служебной лестницы: Михайлик — уже замкомандира полка. А в 1950-м 30-летний офицер получил под свое командование стрелковый полк.

Вскоре он продолжил учебу на более высоком уровне: был зачислен слушателем в Общевойсковую академию им. Фрунзе. Закончив академический курс, занимал должности начальника штаба дивизии, потом — командира мотострелковой дивизии. К сорока годам получил звание генерал-майора… И вновь «сел за парту». На сей раз Михайлика направили слушателем Военной академии Генерального штаба. По окончании ее генерал стал сперва начштаба корпуса, а осенью 1966-го вступил в должность начальника штаба 11-й общевойсковой армии в Калининграде. Именно на этой должности Дмитрий Иванович участвовал в разработке операции «Дунай» — вводе советских войск в «неблагополучную» Чехословакию в 1968 году. Если отмести в сторону все политические моменты, связанные с той историей, то большинство наших и зарубежных специалистов сходятся во мнении, что с военной точки зрения советская армия провела операцию безукоризненно. Чехословацкий поход завершился быстро и практически без потерь.

Спустя несколько лет после этого в биографии генерала Михайлика произошла «рубежная» перемена. Из армейских военачальников он превратился в руководителя военных спасателей. В 1972 году решением высшего руководства страны Дмитрий Иванович назначен на пост заместителя начальника гражданской обороны СССР. С тех пор на протяжении вот уже более 40 лет его жизнь связана с работой в системе, призванной защитить население страны от угрозы чрезвычайных ситуаций. Сначала это ГО СССР, а после государственных преобразований 1990-х гг. — МЧС Российской Федерации. Генерал Михайлик оказался в числе тех, благодаря кому были заложены основы современной гражданской обороны и проведения работ по ликвидации последствий масштабных чрезвычайных происшествий.

Сперва перед войсками ГО ставились задачи по защите населения и территорий в условиях лишь военного времени. Однако случающиеся все чаще крупные ЧП природного и техногенного характера показали необходимость участия сил и средств гражданской обороны в действиях по ликвидации их последствий. При непосредственном участии Дмитрия Ивановича Михайлика были подготовлены новые решения руководства страны на сей счет. В 1974 году, например, вышло постановление «Об использовании в мирное время невоенизированных формирований ГО».

На долю генерала — ветерана войны выпало участвовать в «боях» со стихией. В 1974 году именно ему было поручено возглавить ликвидацию последствий землетрясения, от которого пострадала Чечено-Ингушская АССР. Эта масштабная спасательная операция стала первой серьезной проверкой как для самого генерала на новом для него поприще, так и проводимой при его непосредственном участии реформы гражданской обороны. В итоге генерал Михайлик блестяще справился с задачей в роли руководителя, а возглавляемые им подразделения воинов-спасателей, противопожарные и медицинские службы доказали свою эффективность, сохранив тысячи человеческих жизней. Такой опыт пригодился 14 лет спустя, когда пришлось справляться с еще более серьезным бедствием — армянским землетрясением 1988 года.

Дмитрию Ивановичу довелось повоевать и на «огненных фронтах». В 1981-м, когда загорелся Ярославский шинный завод, именно Михайлик возглавил борьбу с этим пожаром, который по своим масштабам был признан одним из крупнейших на объектах народного хозяйства страны за всю ее историю. А в 1984 году генерал руководил ликвидацией лесных пожаров, разбушевавшихся в Московской и ряде других центральных областей России. Тогда сам он постоянно находился в наиболее сложных, опасных местах, при возникающей необходимости тут же оперативно отдавал распоряжения о перераспределении техники и людских сил. Кроме того, генерал взял на себя непростую обязанность общения с населением районов, которые оказались под угрозой распространения пожаров.

После успешного завершения очередной «чрезвычайной эпопеи» Дмитрий Иванович, поступая в своем «фирменном» стиле, сразу же использовал накопленный опыт для дальнейшего совершенствования сил ГО. При непосредственном участии генерала еще в 1978 году стали создаваться аэромобильные подразделения гражданской обороны, отрабатывалась методика участия этих «летучих отрядов» в ликвидации стихийных бедствий, техногенных катастроф.

Генерал-лейтенант Дмитрий Михайлик вышел в отставку в 1986-м. Но до этого, на заключительном этапе своей действительной военной службы, он успел приложить руку (а правильнее — применить знания и богатейший практический опыт) к созданию новой структуры, создаваемой ради модернизации прежней гражданской обороны. Решением союзного правительства для проведения работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф, обеспечения постоянной готовности проведения таких работ, а также для реализации мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории Союза в мирное время была создана Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям — непосредственной предшественник нынешнего российского МЧС.


Опыт и труд Дмитрия Михайлика высоко ценит руководство страны.

Более 55 лет на действительной военной службе — такой житейский багаж Михайлик просто не мог «положить на дальнюю полку». Выйдя в отставку, он продолжил работать в системе военных спасателей — занял должность начальника одного из отделов в Научно-методическом центре ГО СССР. Здесь ветеран занимался разработкой теоретических и методических основ повышения эффективности защиты населения при чрезвычайных ситуациях.

Случившийся вскоре распад СССР, сопровождавшийся ликвидацией всех прежних союзных структур управления, не помешал Дмитрию Михайлику сохранить верность спасательскому делу. После того как в России был создан Корпус спасателей, преобразованный позднее в МЧС, генерал самым активным образом участвовал в работе этой новой государственной структуры. Он руководил разработкой наставлений для войск спасателей, программ и методик для подготовки населения на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. Дмитрия Ивановича пригласили стать членом Ученого совета Академии гражданской защиты МЧС России — он был назначен в этом учебном заведении председателем Государственной аттестационной комиссии. Еще одна доверенная ему важная должность — председатель Центрального совета ветеранской организации МЧС.

Кажется, этот человек знает какой-то секрет сохранения молодости. Прожитые в условиях нелегкой армейской службы и «общения» с чрезвычайными ситуациями десятилетия словно не имеют над ним никакой власти. Подтянут, бодр, энергичен… Конечно сохранять столь прекрасную физическую форму помогают занятия спортом. Михайлик с молодых лет хорошо плавал, увлекался лыжами (это очень пригодилось, когда в 1943-м под Ленинградом он командовал лыжным батальоном), уже в зрелые годы «подружился» с большим теннисом.

За время своей работы в структурах военных спасателей Дмитрий Иванович заслужил от коллег неофициальное, но очень почетное звание: его уважительно называют «классиком гражданской защиты». Даже разменяв десятый десяток жизни ветеран войны генерал Михайлик не отказался от своей неизменно активной жизненной позиции. На его «боевом счету» последних лет — многочисленные посещения школ, вузов, а самое главное — учебных центров и подразделений МЧС. Он с удовольствием проводит беседы с курсантами, бойцами, офицерами, является почетным гостем на торжественных построениях по случаю принятия присяги молодыми спасателями.