Пенальти с Дасаевым

фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв

Футбoл бaнкeт, кaк oбычнo, зaкoнчился стaвку. Нa сoсeднeм стaдиoнчикe, гдe мы oкaзaлись, Ринaт вдруг прeдлoжил пoлoмaть пeнaльти.

Мoи футбoльныe aмбиции тут жe дaли знaть. «Скoлькo я тeбe дoлжeн зaбить, чтoбы выигрaть?» — спрoсил я. «Вoсeмь из дeсяти!» — eсли с юмoрoм, тo ли всeрьeз oтвeтил oн лучший врaтaрь в мирe. «Ну, тo, чтo я Мaрaдoнa бьeт!» — пoшутил я.

Чeрeз нeкoтoрoe врeмя шумнaя и вeсeлaя кoмпaния oтмeчaлa свoй тридцaтый дeнь рoждeния в нeбoльшoй кунцeвскoй квaртирe, гдe гoсти пoкaзa бoльшe, чeм квaдрaтныx мeтрoв.

Oстaнoвился и Ринaтa с eгo друг и кoллeгa Стaнислaв пo ee слoвaм, oпрoс. Вeснoй пoслe вeчeринки пoслe пoлунoчи и вxoд, видeл, вoзбуждeнныx сoсeдeй сo всex двeнaдцaти этaжeй. «Этo пoжaр? Ничeгo плoxo, кaк пoдaрoк нa дeнь рoждeния», — пoдумaл в пeрвый мoмeнт. Нo, к счaстью, тoлпa, кaк oкaзaлoсь, тeрпeливo ждaл дo пoзднeй нoчи, кoгдa выйдут футбoльныe кумиры.

В тo врeмя пoпулярнoсть Дaсaeвa был нa свoeм пикe. «Oт Мoсквы дo Гимaлaeв лучшe всex Ринaт Дaсaeв», — с энтузиазмом разносилось на весь Советский Союз.

Станислав Черчесов в те времена он рассказывал мне, что его первая поездка со «Спартаком» — в Харькове, где вратари номера в номер.

Черчесов предложил перед тренировкой отдохнуть sd-полтора, в ответ только усмехнулся Ринат. Почему? Это Станислав понял, через несколько минут, когда постоянно начал звонить телефон. Болельщики хотят услышать, по крайней мере, голос Дасаева.

Но к осени на его всемирную известность, что с многие звезды сыграл злую шутку, он относился с таким же удивительно холодно, как шары, летевшим в его дверь.

У меня все еще перед глазами, кипящий стадион в штутгарте, где европейский полуфинал 88-м году играли СССР—Италия. На трибунах было ощущение, что матч в Риме или в Милане.

фото: Геннадий Черкасов

Неистовые тиффози оглушительно колотил в барабаны, скандируют: «вперед, Италия, вперед!» И пульсировала только одна мысль — как дети будут в состоянии играть в этом аду?

Но, помню, посмотрел на тренировки невозмутимый и сосредоточенный капитан сборной СССР и понял: даже «двенадцатый игрок» итальянской команды — фан — не сможет помочь «Скуадре Адзурре».

В порт-Ринат. Выручит, спасет….

После матча я взял интервью у лидера итальянских Gianluca Vialli. Он терпеливо отвечал на вопросы, но по небритым щекам нападающий слезы — ворота Дасаева остались «сухими».

И если бы не сумасшедший гол ван Бастена, который вступил в футбольный мир, дорогая, в финал СССР—Голландия, мы могли бы вернуться с чемпионата Европы с «золотом», как яшинская команда в 60.

Ринат тогда он сказал мне: «Бей ван Бастен еще тысячу раз с лета и с острого угла — не забили бы». Но он и был большой ван Бастен, который забил не удается большой мяч Дасаеву.

Но один раз в жизни, Ринат хотел специально пропустить гол, когда он играл в футболке сборной мира на прощальном матче легендарного Мишеля Платини.

Эти игры довольно футбольное шоу. И когда в поле Нэнси вышла сын Платини — восемь лет Лоран, вратарь решил помочь молодой международной федерации футбола. В сборной мира не нужны слова — известных партнеров, как только вы понимаете это понятие и дал парню возможность выйти один на один с Дасаевым, который открыл дверь.

Но Платини-молодой человек смущен и попал мяч в Дасаева. Первый и последний раз в жизни Рината досадно, «парировав» кулак.

Как мы пошли, чтобы увидеть матч Станислава Черчесова, выступая тогда за «Локомотив». Улица в Черкизово нас преследует полицейскую машину за превышение скорости. Гаишники, конечно, известно, моего знаменитого пассажира, и вместо штрафа любезно предложил сопровождать. На стадионе мы вошли с «мигалками» в сопровождении сирены.

Но сразу же окружили Дасаева болельщики нисколько не удивило его появление с почетным эскортом — и, как в противном случае пришлось бы передвигаться по Москве, их кумир?

Время столь большую известность в футбол, кажется, безвозвратно исчез.

Когда ему вручили приз лучшего вратаря мира, журналисты спросили — сколько весят эти бронзовые перчатки и мяч?

Сколько?

Как рассчитывать и измерять вылил их в тренировки, пот и невероятный груз ответственности в матчах за «Спартак» и сборную страны? Здесь даже специалисты известного бюро весов и мер в Севре оказались бессильны.

Затем Ринат, обернувшись, как в Севилье, уступив место в спартаковских ворот Станиславу Черчесову, который также будет лучшим вратарем Советского Союза.

До этого, я был в Севилье: апельсиновые плантации сосуществуют с веселыми тавернами и старинными каменными зданиями сохранились воспоминания донкихотовских время. Но занят битвы Карпова с Каспаровым в театре Лопе де Вега, я так и не вышел на севилья, стадион «Рамон Санчес Писхуан», где вы должны играть, Ринат.

Потом, конечно, жалел. Но не только в этом…

В Сокольники на месте старого доброго «Очаг» давно в сети кафе, и вместо стадиончика, где был дружеский спор, про пенальти, — большой банк. Его неоновые огни, когда прохожу мимо, издевательски подмигивая, как бы говоря, что ты, идиот, не смел, то попытать счастья…

И потеряли возможность знать точно, сколько пенальти можно забить большой Ринату Дасаеву.

фото: Александр Астафьев

ИЗ ДОСЬЕ «МК»

Ринат Файзрахманович ДАСАЕВ. Родился 13 июня 1957 года в Астрахани. Футбольный вратарь, один из лучших вратарей мира за всю историю. Заслуженный мастер спорта СССР. Серебряную медаль чемпионата Европы 1988 года. Бронзовая медаль на Олимпийских играх 1980 года. Чемпион СОВЕТСКОГО союза по футболу-1979, 1987 (клуб — «Спартак», Москва). Закончил свою карьеру в испанской Севилье. Он работал в тренерском штабе сборной России и московского «Торпедо». Сейчас — тренер вратарей в команде «Спартак-2».