Президент в ответ РАН: «сырьевые компании должны отдавать часть дохода ученого»

фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв

Нa встрeчe с Путиным

«Гoспoдин Прeзидeнт приглaсил мeня вчeрa прийти для бeсeды, бeсeдoвaли oдин нa oдин. Я скaзaл eму: «мoжeт быть, eсть чтo-тo нeoбычнoe будeт звучaть, нo у мeня ничeгo нeт, сeгoдня спрoшу. Aкaдeмии нaук, в пeрвую oчeрeдь дoлжны пoкaзaть, чтo мы нaчaли дeйствoвaть. Трeбoвaния, кoнeчнo, будет очень много, но сейчас я прошу только, чтобы Утвердить меня в должности. Г-н Путин взял документ, положил его на стол и сказал: «Вы утверждены». Это было для меня неожиданным. Потому что это не просто Указ Президента, а также вотум доверия, который появился по итогам демократического голосования в Российской Академии наук. Мы обсудили многие проблемы, говорили о науке, о том, как перестроить Академии. Я могу сказать, что поле, которое существует вокруг Президента, очень откровенный разговор. Когда коснулся вопрос научного творчества, я убедился, что наш президент понимает значение фундаментальной науки».

Для фундаментальных наук

«Ученые, занимающиеся фундаментальными науками, имеют право на отрицательный результат. И эти отрицательные результаты иногда превращаются в неожиданных открытий. Помните фразу Пушкина: «и опыт — сын ошибок трудных и гений — парадоксов друг». Что это? К тому, что в определенный момент, не понимают нас, вдруг открылись. Именно фундаментальные науки. И никаких покупателей не осознавать этот риск и пойти на это. Для поддержки фундаментальной науки может быть только государство».

ДЛЯ ФАНО

«В моей программе сказано, что я не сторонник ликвидации ФАНО. Я думаю, что мы можем конструктивно строить свои отношения, но в контексте корректировки правового поля. А именно, изменение статуса РАН, которая составляет 253 ФЗ и в уставе Академии не позволяют нам в полной мере участвовать в формировании и реализации государственной научно-технической политики. Необходимо объединять науки и научная компетентность, печальным результатом реформ в 2013 году».

Статус РАН

«Мы все можем сказать, что статус должен быть изменен. Это должна быть отдельная, в соответствии с ситуацией. Специальный Статут «Сколково», Курчатовского института в Московском государственном университете. И я не думаю, что она заслуживает Российской Академии наук. Я думаю, что это следует называть «государственной академии наук».Нам нужны юристы, чтобы работать, чтобы изменить статус, чтобы вписаться в существующие правовые рамки. Я думаю, что мы должны начать с изменения 253-й Федеральный закон, в котором должны быть четко изложены все полномочия и обязанности органов регистрации. После этого, это будет легче для нас, чтобы общаться с ФАНО. Федеральное агентство научных организаций, также, понимать, что несет ответственность за научный результат, ученые должны, и в соответствии с действующим законодательством, ФАНО нести эту ответственность. Ведь если государство дает деньги на исполнительную ветвь власти, он потом спрашивает. < …> Мы хотели бы, чтобы РАН была возможность, вместе с ФАНО, чтобы быть соучредителем учреждения. Агентства должны отвечать за административно-хозяйственной деятельности Российской Академии наук по научно-организационной. Здесь должны быть четко определены. Диссертации «научно-организационного», а не «научно-методическим» руководством очень важно. Теперь у нас есть целая наука отняла министерств, координационные научные советы, так как они являются руководители бюджетных средств. В результате, наука и оказались в такой (тяжелой ситуации. Я думаю, что президент Путин понимает, его и беспокоятся о нем. Подтверждающий, что его предложение об организации советов в каждой из великих проблемах науки, а затем объединить их в общий совет, который возглавит Президент Российской Академии наук».

Финансирование науки

«После майских указов Президента об удвоении средней заработной платы в регионе для ученых изменить ситуацию в стране. Я не вижу ничего плохого, если их выполнение будет меняться по оси времени вправо. Это все прекрасно понимают. Но есть и более важный вопрос в связи с Указом Президента о повышении процент ВВП вкладывается в науку. К 2015 году предполагалось 1.77% валового внутреннего продукта. Мы уже 2017 год, а мы до сих пор на уровне 1.13% ВВП. Может к концу года что-то будет расти… я собираюсь обсудить и убедить каждого в необходимости повышения процента ВВП. Очень важна позиция президента, который считает, что РАН должна играть гораздо большую роль, дает Академия доверия, и есть уверенность, что это наверняка на нашей стороне.»

Взимание «налога на знание» с товарами компаний

«Одна из главных проблем кризиса науки заключается в том, что нам не хватает инструментов, чтобы заниматься наукой на высоком уровне. В последние десятилетия, штатных средств для обновления материально-технической базы нашей науки не было. Именно эта база, стало, мягко говоря, довольно архаично. В то же время, в современном мире наука очень четкая тенденция, что обладание уникальным инструментом-это залог успеха и мирового лидерства. Если есть инструмент, который может обнаружить и измерить то, что не будет в состоянии обнаружить и измерить других, ты-царь науки! У вас есть завод новых базовых знаний! И проблема не только в архаической материальной базы, и что мы должны быть в состоянии сделать себе инструменты. Нет денег на это, отвечают нам. И я думаю, что это самая большая проблема из фундаментальных наук. Чтобы решить ее, вам понадобится основа инструментализации. Не на зарплату, мы просим денег, мы готовы работать, у нас есть команды, голова светлая, но не на средства производства. Программы поддержки национальных исследовательских университетов показал, что при определенных политических решений в стране. Мои коллеги не оценивают, сколько будет нужно для обновления инструментальной базы, и сделать какие-то сумасшедшие деньги — около 10 миллиардов рублей в год. Можно будет просить деньги у государства, потому что цены на нефть высоки, ВВП растет, но политически более важно, если инструментализации Фонд фундаментальной науки позволит сформировать крупные государственные корпорации и ресурсных компаний. Их доходов и богатства, теперь форма работы российских ученых советского периода. Так было бы справедливо отдать часть своих доходов для ученых, и, возможно, продолжают быть востребованными в экономике.

И еще, в стране, которую мы любим и гордимся нашим видом спорта. Большие средства идут для него, мы радуемся победам наших героев, и не умаляю их заслуг. Но страна может сражаться не только в спорте, но и в научных достижениях. Если в фундаментальных науках, зашел так далеко, как это касается спорта, я думаю, что ситуация кардинально изменится».

Для поднятия престижа науки

«В нашей стране сейчас очень низкий престиж научного работника. Если бы не этот престиж, молодежь в науку не пойдет. И родители, которые «плохого не посоветуют» не будет своих детей, чтобы сосредоточиться на нем. Планируете попросить г-на Путина принять эту нашу проблему. После повышения престижа ученого-это дело государства. Его позиция, это слово будет очень важным, потому что вся страна смотрит на нее. Я не могу назвать себя полностью совковый менталитет, но я вышел оттуда. В СССР государство очень активно участвует в поддержании престижа ученых и фильмы снимали, и книги, изданные соответствия. Теперь другое поколение, которое прекрасно чувствует себя в других системах отсчета — мы оцениваем себя с одномерной шкалы, забывая о том, что определение успеха, их позиция является многомерной концепцией. Принцип «как можно меньше вложить и сколько денег» они пришли к нам из рыночной экономики. Давайте применим его к нашей науке, и мы получим полную глупость. Поэтому, для того, чтобы стать ученым, надо долго и упорно учиться. Но, зачем это делать, если можно добиться желаемого социального статуса быстрее и с меньшими затратами? В общем, здесь мы и без государства, ничего не изменится».

Запись власти

«Сегодня я просто вошел в их число. Разговор с Дмитрием Медведевым был короче, чем Владимир Владимирович. Нам удалось поговорить с ним перед заседанием Кабинета Министров, после чего он был приглашен. После Общего собрания, где меня ждали мои коллеги, должен был прийти с мигалками, пробка была на 3-м кольце… для меня поездки с мигалками, конечно, не очень известный, но вы знаете, что в Москве без них трудно обойтись. Возможно, дальнейшее научно-техническое развитие позволит нам в будущем использовать третье измерение для перехода к более свободной и полезной, тогда проблема будет решена».

Для молодежи в науке

«Есть опасный возраст в жизни молодого ученого, когда он выходит из-под крыла руководителем. Он защитил диссертацию и теперь он должен суметь зарабатывать на жизнь. Но сейчас у нас очень мало позиций, которые поддерживают молодых людей, которые оказались готовы и способны работать в науке. Эти ребята говорят: «смотри, я здесь, чтобы бороться за гранты, уехал в Германию и бороться за гранты — какая разница?» Успешные молодые специалисты объездили весь мир, чтобы понять, есть инструмент финансирования, я увидел, что есть интерес и начать сравнивать плюсы и минусы. Один из наших недостатков-это отсутствие (не считая единицы) крупных научных проектов в стране, в которой будет интересно принять участие молодых.