Скидки не помогают застройщикам продать квартиры на первых этажах

Нeсмoтря нa скидки дo 20%, лишь кaждый дeсятый пoкупaтeль нoвoстрoeк выбирaeт квaртиру нa пeрвыx этaжax, гoвoрится в исслeдoвaнии «ИНКОМ-Недвижимость»

Сейчас большинство российских новостроек возводится с нежилыми инфраструктурными объектами на первых этажах. Поэтому первый этаж фактически является вторым. Исключения составляют малоэтажные объекты и комплексы клубного типа, которые могут иметь свой собственный выход. Но объем такого предложения невелик — порядка 10%, как правило, это проекты бизнес-класса.

По данным аналитиков, спрос на квартиры, занимающие первые этажи новостроек, составляет 10%. Покупателя не привлекает и низкая цена — дисконт может достигать 20%.

При этом стоимость квартиры на том или ином этаже будет зависеть от конкретного застройщика.

«Как правило, цена квартир на нижних ярусах меньше на 5-10%. Начиная с четвертого этажа, средняя стоимость квартир увеличивается на 6-11%. На верхних этажах цены по сравнению с первыми этажами могут быть выше на 10-15%», — говорит Ярослав Дарусенков, руководитель департамента консалтинга и аналитики компании «Азбука Жилья».

По его словам, максимальная доля продаж компании (79%) приходится на 3-16 этажи. На 1-2 этажи в совокупности приходится менее 8%.

Желание жить на том или ином уровне зависит от финансовых возможностей и потребностей покупателей. Например, граждане, ограниченные в бюджете, выбирают 1-3 этажи именно из-за более низкой стоимости квартир. Также нижние этажи удобны для пожилых и семей с детьми.

Нежилая инвестиция

Однако у первых этажей есть несомненное преимущество — возможность использовать их как коммерческую площадку и зарабатывать на этом деньги — перепродав или сдав в аренду.

Коммерческой привлекательности таким объектам может добавить отдельный вход. В результате стоимость таких помещений увеличивается в среднем на 5−15%, чем у остального равного по метражу жилья.

Дополнительную наценку может прибавить привлекательная локация — близость к центру, хороший пешеходный трафик. С учетом этих факторов стоимость может увеличиться до 20-30%.

Однако аналитики отмечают, что иногда цена может не отличаться вовсе.

Председатель совета директоров компании RRG Денис Колокольников говорит, что обеспеченность коммерческими площадями в строящихся проектах сейчас выше, чем в новостройках, которые возводились несколько лет назад. Это связано, в том числе, с концепцией комплексного освоения территории.

Кроме этого, если раньше девелоперы строили первые этажи и продавали, не приспособив их под коммерцию, то сегодня они более тщательно продумывают инфраструктуру проекта. Сейчас первые этажи проектируются по определенным требованиям — например, высокие потолки, «нарезка» под конкретные функции, отсутствие несущих стен, специальная вытяжка для ресторанов, вход в помещение с уровня земли.

Доходность и перспективы

Что касается покупателей помещений на первых этажах, то среди них большой пласт занимают сами жители строящихся домов, в некоторых проектах на них приходится 30-50% от общего спроса, говорит Денис Колокольников.

Такие площадки они рассматривают как инвестицию, которую удобно контролировать, например, разместив собственный бизнес. Стратегией покупки в данном случае не всегда является доходность, а скорее, больше подходит по локации и удобству. Также покупателями выступают конечные пользователи — например, супермаркеты и универсамы, либо инвесторы, которые имеют потенциальных арендаторов, либо вкладывают деньги на перспективу.

При этом говорить о высокой доходности таких помещений не приходится, чтобы вложения стали приносить прибыль, придется подождать.

Помещения покупаются на этапе стройки, но заработает оно полноценно через 2-3 года после сдачи дома. Срок окупаемости у таких проектов больше. Кроме этого, часто даже после 2-3 лет после ввода в эксплуатацию 20-30% помещений остаются пустыми, сообщает realty.mail.ru.