Сергей Семак рассказал, почему приехал в Уфу Казахский Месси

фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв

И в eгo дуxe: привeсти кoмaнду в бeсшaбaшный испaнский Бeнидoрм, нo в рaйoнe имeeтся дaлeкo oт всякoгo рoдa сoблaзнoв, дaжe oт мoря. И укрыться тaк, чтo oдин из нaшиx мнoгoчислeнныx глoбaльнoй пришлoсь искaть.

— Сeргeй, вы ужe бoльшe гoдa в Вeнeции. Для Питeрa, в Мoсквe нe сoскучились? – я спрoсил пeрвoe, чтo oт прoмoкшeгo насквозь, но абсолютно не замечая капризов погоды бронзовую медаль чемпионата Европы и пять раз-чемпионом России.

— Конечно, я скучаю, пусть и времени для скуки мало. Но иногда, конечно, тянет и в Москве и в Санкт-Петербурге. Много времени провел там, так что друзья всегда ждут. Дом, в конце концов. Так что, когда сталкиваются с некоторыми проблемами, знакомство, или что-то подобное, всегда появляется тоска по тому месту, где все более или менее организовано.

— Я понимаю, что речь идет в первую очередь о большой семье?

— Конечно, для вас это важный вопрос.

— Тем не менее взрослые дети уже учатся. Можно было бы вздохнуть с облегчением?

— Дети действительно уже полностью различных возрастов: старший — в москве и казанского университета. Но другим ты с нами.

— Лучано Спаллетти, виллаш-Боаш, Команда Мирчи… легко с принципиально разных персонажей, или согласен?

— Конечно, не все они похожи друг на друга. Но мне не было трудно. С Villas-Base – таким образом, мы все же возраст. С Лучано было немного сложнее, потому что раньше он играл с ним, а потом уже вошел в его тренерский штаб. Но этот замечательный человек, я не мог отказаться. Именно с ним, я чувствую: мое это или не мое? Я имею в виду тренерскую карьеру.

— Чтобы Команда все-таки пошел… Или просто себя в зависимости от роли, уже видели?

— Конечно. Уже мало времени, он работал с такими великими тренерами. Так что, когда он получил приглашение работать самостоятельно, он взял немного времени для медитации. Не слишком, честно говоря, очень. Это время, чтобы выяснить, если вы готовы работать самостоятельно, как в высоту, так и спрос. Если вы не ответите на эти вопросы – грош тебе цена. Так, во всяком случае, я думал.

— То есть, вы готовы работать первое в любом месте, не только быть вторым. Или Уфа – не везде?

— Конечно, «Уфа» не везде и не все, что. Согласившись на предложение, все еще был контракт с «Зенитом». И в тот момент не было даже мысли, куда сходить Питер, имея, во-первых, ситуации в семье. И везде, конечно, не будет иметь мужество, чтобы идти.

— Кстати, почему они назвали только для вас, протеже?

— Трудно сказать, почему. Но, конечно, встал выбор, потому что пока нет вернулся в ЦСКА. Наверное, и капитан сборной россии Геннадий Орлов сыграл в моем назначении не последнюю роль. Но я не знаю, если это звонок был решающим?

— Или я не я вовсе: может быть, человек, свой уровень и свой опыт, чтобы быть в Венеции – просто?

— Ошибаешься. Это довольно сложно. В любом случае, скорее всего, прежде, руководство. И когда речь идет о молодой тренер без практики, этот риск увеличивается еще больше. Надо иметь мужество, для того, чтобы доверить команду молодому тренеру.

— Год назад вы начали с побед. Тогда не удалось. Функциональный фундамент не в том состоянии был?

— Я не думаю. В этот момент мы набрали необходимое количество очков. В результате встал вопрос психологии больше, чем о счастье-несчастье. Мы работаем над этим. Когда команда три года занимается в первую очередь вопрос выживания, очень трудно найти дополнительные стимулы для нового движения вперед. Мы хорошо понимаем, что есть 8-10 команд, которые объективно выше, чем в нашей. В этом случае, всегда будет стараться выиграть, заработать максимум очков. Может попасть в финал Кубка России. С тех пор нам повезло в большей степени, где меньше. На то он и футбол.

— Вы пришли, чтобы заменить Виктора пока нет. Но фундамент-он уже занят?

— Это трудно сказать. Я не видел, как он работал Виктор. Понятно, что он строит какую-то свою модель игры. Но кто-то идет, кто-то приходит… И всегда трудно найти замену для тех игроков, которые устремились в рост.

— В системе «осень-зима», когда легче подготовить команду?

— Большой разницы нет, но есть определенная специфика. Летом ты готовишься с определенной точки зрения, зная, что впереди всех, а позади еще ничего.

— Теперь мечты о Лиге Европы?

— Я знаю, что чудес не бывает. Нужно двигаться маленькими шагами. Три года борьбы за выживание, и вдруг — Лиги Европы. Даже если в теории…

— Ну, есть варианты: если «Спартак» выигрывает Кубок…

— С точки зрения математики, все возможно. Нам просто нужно, чтобы получить результаты в своих матчах.

— Тогда у тебя еще 6 домашних матчах из 10 оставшихся, в том числе четыре зарубежных…

— Для нас нет аутсайдеров. Есть команды нашего уровня, с которыми мы можем играть первым номером. И есть те, кто очевидно сильнее, и под которой игра «Уфа» адаптироваться просто обязана.

— Посещаемость матчей «Уфа» вряд ли растет, только немного выше, чем на 6 тысяч. Потому что болельщик не реагирует на явный прогресс команды?

— Отвечает, как мне кажется, и болельщиков приходит больше.

— Даже, если это так, то это микроскопично.

— Другое дело, что мы хотим, чтобы значительный рост. Но когда вы играете, под дождем, в холод, на стадион идут только те, которые жить без футбола не может. Настоящие герои! Болельщики стали другие, они тоже хотят комфорта.

— Такой героический футбол, что у нас в провинции возникает. Для тех, кто, для чего?

— Тогда зачем в России нужен футбол? Возможно, в других городах ситуация иная. Возьмите также новый стадион ЦСКА. Они получили то, что хотели?

— То есть конкуренция, что не «Спас» потеряна всерьез и надолго?

— Вовсе нет. Это своего рода обман. Посмотрите возможности нашего стадиона, в отличии от ледового стадиона. Да, есть, наверное, самые комфортные условия. Для семей с детьми. Помню, «Петр», что не всегда был полон. И теперь, когда в санкт-петербурге есть новый стадион – все по-разному.

— В Венеции сегодня, все довольны, видимо, если мы возьмем в качестве точки отсчета промежуточное шестое место?

— Я об этом спрашиваю, в меньшей степени, потому что мы продолжаем бороться за результат.

— Контракт, если не ошибаюсь, был рассчитан на полтора года?

— Он поговорил с руководством — есть, конечно, заинтересованы в продолжении сотрудничества. В самое ближайшее время мы сядем и поговорим.

— Как оцениваете проведенные налоги?

— Качество и условия вполне устраивает, будь то Кипр или Бенидорма. Качество работы, отношение футболистов более чем доволен. Во что выльется, покажет только остаток сезона.

— Почему он выбрал испанский Бенидорм, где российские клубы крайне редкие гости?

— Мы в прошлом году приехали сюда. Отличное состояние, поля под боком, питание – все на высшем уровне. Испания на финише подготовки-это то, что нужно!

— Как вы оцениваете в целом подготовку?

— Конечно, важны и результаты, и содержание контрольных матчей. У нас есть два полных состава, поэтому важно, чтобы оба компонента адекватной доступности.

На этот сезон не купил никто, но никто не 17 лет «казахский Месси». Этого достаточно?

— Для нас это нормально. Кто-то открыл, и дал выше. Приемов, на самом деле мало. Но, работая так, как позволяет клубном бюджете.

— Это не жалоба?

— Ни в коем случае. Я знал, что происходит.

— Это казахский самородок на меня не только покупки?

— Нет, взял еще один румынский защитник Medicare. На обоих очень рады, кто – то раньше, кто-то после.

— Зинченко, когда он шел в «Манчестер Сити»?

— Нет, еще до меня.

— Тем не менее, он может стать суперзвездой, даже на поводу у обстоятельств?

— Это было трудное время, когда он отправился в Голландию. И теперь перед ним открываются все перспективы. Ребята, которые знают совершенно убеждены. И это не случайно, Зинченко час прошел на базе «MS». Не входит в период депрессии. Судя по последней пролонгации договора, в него действительно верят. И нам это очень приятно.

— «ПСЖ», который сегодня-go-go…, Как вы помните, его единственная поездка, впечатления?

— Играть, а затем сделать что-то подобное – это не одно и то же.

— На Западе хотели бы попробовать себя уже в качестве тренера?

— Пока еще рано. Нужно понимать, что в этом этапе ты.

— Вы работали в сборной с Капелло и Слуцкий. Может еще сегодня будет помощь именно в национальной команде, которая совмещает?

— Думаю, что не один здравомыслящий тренер не пойдет. Есть только один человек, который отвечает за клуб. Вряд ли вы готовы доверить его, по крайней мере, на некоторое время.

— Очень интимный вопрос, надеясь на честный ответ: Россия на чемпионате мира что делать, из группы выйдет?

— Что скрывать, жребий был благосклонен к нам. Так что выход из группы минимум.

…Когда я уходил с трудом нашел, но тем не менее очень уютный отель, недалеко от горы в Бенидорме, он спросил Сергея: «если не должно быть более сложным в плане приглашения игроков, по сравнению с ручной?». Ответ был жест, который не оставлял сомнений: Сергей Богданович знает, что делает.