Центробанк повысил курс, что ждет рубль — наш ресурс?


фотография: Геннадий Черкасов

Последние в уходящем 2014 году валютные торги состоятся 30 декабря. Опосля Московская биржа возьмет тайм-аут до 5 января. Валютные торги пройдут опять же 6, 8 и 9 января. Впрочем, ясно, что существенных объемов валюты и рублей в праздники ни одна душа не предложит. По-крупному все начнется не ранее 12 января.

За всем тем, как предупреждают опрошенные «МК» эксперты, как раз небольшие объемы продаваемой валюты особенно опасны пользу кого рублевого курса. Даже самая небольшая волатильность (изменчивость – «МК») торгов может возбудить к существенному ослаблению нацвалюты.

Иными словами, накануне Нового года «деревянный» вдругорядь может близко подойти к 60-рублевому рубежу за доллар.

Естественно, дальнейший совершенствование доллара на нашем внутреннем рынке населению России (а сейчас даже импортозамещающей промышленности) по-черному не выгоден.

В последнем мониторинге Минэкономразвития, в котором подведены экономические итоги за 11 месяцев сего года, указывается, что в ноябре ВВП России упал на 0,2%. Тогда (как) будто в октябре был рост на 0,1%. Одна из главных причин – дефляция в обрабатывающих отраслях, которые до этого срока хотя бы и слабо, но росли. Сут в том, что при ослаблении национальной валюты местная обрабатывающая промышленность всегда и куда угодно демонстрирует рост, так как ослабляется конкуренция с импортными товарами. А тут – ослабление. В чем же дело? Не секрет, что нашей обрабатывающей промышленности нужны капиталовложения, в том числе предполагающие поставки технологий и оборудования из-за рубежа. Но в ноябре, примирительно расчетам Минэкономразвития, инвестиции сократились почти на 2%. А при среднем ноябрьском курсе в 45,91 рублей после доллар покупка импортных станков для российской обрабатывающей промышленности за счет собственных средств по сути просто невозможным делом. А кредиты даже до поднятия ЦБ ключевой ставки в Морана на 16 декабря явно недоступны для большинства предприятий.

В общем, приехали. Ефимок рушится, падает производство, вслед за ним зарплаты (минус 0,1% к октябрю), реальные располагаемые финансы населения (минус 2,9%), о таянии запасов на «черный» день хотя (бы) говорить не приходиться.

Так что же будет с курсом рубля в конце сего-начале будущего годов?

Правительственные оптимисты предлагают не самый плохой сценарий. (до, министр финансов Антон Силуанов неделю назад прогнозировал, что при цене нефти $60 из-за баррель будет колебаться в пределах 51 рубля за доллар.

Глава Минэкономразвития Алюня Улюкаев готовит нас к другому сценарию — 53-55 рублей. С этой позицией заправду и ЦБ, прогнозирующий курс в аналогичных пределах.

Рядовому обладателю долларов, евро или рублевых сбережений в таком положении оглядеться будет очень сложно. Видимо, в ближайшие месяцы правительство ЦБ попытается держать деревянный в тех рамках, которые обозначены. Но это будет искусственный путь — сызнова последуют валютные интервенции, будут винить в падение рубля валютных спекулянтов, постараются отстегнуть сливки с государственных экспортных компаний, обязав последних продавать валютную выручку на $1 млрд в куртаг.

По мнению независимых экспертов, таких мер хватит ненадолго: максимально — после марта. «Лишние» доллары и евро к этому времени у государственных холдингов закончатся, растрачивать золотовалютный резерв будет накладно (сейчас этой в копилке уже меньше $400 млрд).

В сих обстоятельствах курс рубля будет крайне нестабилен. До марта «деревянный» хватит колебаться от 53 до 63 рублей за доллар. Все будет находиться во власти от котировок «черного золота». Если баррель останется на уровне $60, так рубль не упадет ниже этой планки. Если же Саудовская Аравия, беспричинно ее бюджет рассчитан исходя из $80, сможет повысить цены на земляное масло, то мы, вероятно, зафиксируем курс нацвалюты на уровне в 50 рублей следовать доллар.