Пригород отрезают от электричек

фотка: Кирилл Искольдский
На днях вице-президент РЖД Михаил Акулов сообщил о книжка, что в текущем году, несмотря на все трудности, положительный финансовый результат обеспечили ЦППК и МТ ППК (компании общо не нуждались в субсидиях) и еще девять перевозчиков с учетом субсидий: СЗ ППК, Омск-предместье, Алтай – пригород, ПК Сахалин, Краспригород, Волгоградтранспригород, Самарская ППК, Волго-Вятская ППК, Гипанис-Экспресс-пригород.
«Только четырем из них (Сахалинской, Московско-Тверской, Центральной, Алтайской) в целом посчастливилось обеспечить увеличение транспортного предложения и рост объемов перевозок. Еще семь компаний в свою очередь финансово преуспеют. Но часть пассажиров в результате сопряжения параметров «размеры движения» и «выделенные субсидии» бесцельно и осталась «на платформе», — подчеркнул вице-президент. — В последнее пора получила распространение практика установления тарифов для населения на уровне экономически обоснованных затрат. Т. е. результат – обвал пассажиропотока и кратное сокращение вагоно-километровой работы в этих регионах».
«Который не хочет — ищет причины, кто хочет — ищет возможности» — кризис миновал и не скажешь о переживающих кризис пригородных перевозках. Пока одни регионы находят способы подойти к согласию с перевозчиками, другие ссылаются на то, что не находят средств получи компенсацию выпадающих доходов (разницу между тарифами и реальными затратами ППК). Из-ради этого суммарный долг ППК перед ОАО «РЖД» составляет поуже более 31 млрд. рублей. И дальше наращивать его монополия не может себя позволить – на ее показателях уже и так сказалось снижение объемов грузоперевозок.
Понимая, а пригород можно просто потерять, федеральные власти вывели несколько ключевых решений в (видах финансового оздоровления отрасли. В соответствии с утвержденной «Концепцией развития пригородных перевозок», поручениями президента и правительства, было положено) по штату решение о долгосрочной господдержке пригородных перевозок – для субсидирования инфраструктурных платежей перевозчиков с федеральной казны гарантировано выделение 25 млрд. рублей. Губернаторам же было рекомендовано возглав на компенсации ППК деньги из налога на имущество, которые РЖД платит в региональные бюджеты. В 2013 году запас и следствие этих платежей составила 27,5 млрд. рублей, в 2014-м планируются выплаты в размере 33,8 млрд. рублей, в 2015-м – 41,8 млрд. рублей. В регионы через ППК также были направлены проекты соглашений о десятилетней реструктуризации накопленной многомиллиардной задолженности (31,6 млрд. рублей).
При всем том пока удалось подписать лишь 11 соглашений с 7 регионами: Волгоградской, Кировской, Нижегородской, Тамбовской, Курганской областями и республиками Башкортостан и Мордовия. Благо бы и остальные последовали примеру соседей – проблема электричек была бы исчерпана. Вице-председатель РЖД Михаил Акулов недавно привел такую статистику. Больше половины российских регионов об эту пору компенсируют меньше 50% выпадающих доходов пригородных компаний. А 9 регионов вообще не стали подписывать с ними конвенция. Среди них – Челябинская и Самарская области, республики Дагестан, Северная Осетия и Ставропольский округ, Саратовская, Новгородская, Вологодская и Ленинградская области. А значит, пригородные перевозки по железной дороге инуде могут свернуться в любой момент.
Россияне выступают против прекращения пригородного железнодорожного сведения. Так, ИА Чита.Ру сообщало о том, что «около 300 жителей … Забайкальского края в открытом письме протестными мероприятиями в случае отмены электричек». А после того это может случиться — в региональном бюджете предусмотрена компенсация лишь 27,4% убытков, образовавшихся в результате госрегулирования тарифов Забайкальской пассажирской пригородной компании.
В Белгородской области неважный (=маловажный) принимают позиции ППК "Черноземье" по формированию тарифов пассажирских перевозок для железнодорожном транспорте. ИА Интерфакс сообщает, что «нет средств в областном бюджете на компенсации нескольких сотен миллионов рублей компании "Черноземье", которая занимается пассажирскими перевозками в железнодорожном транспорте и которая требует от нас постоянно компенсации так называемых убытков».
Вологодская ведомство тоже не спешит компенсировать убытки пригородным компаниям из-за низких тарифов. По части оценке СППК, долг Вологодской области — более 728 млн. руб. В рецензия Северная пригородная пассажирская компания (СППК) сообщила, что с 1 января отменяет последние поезда.
Сделано сейчас многие ППК находятся на грани, и им приходится взыскивать свои утечки через суд. А ведь власти ожидали другого эффекта: роста пассажиропотока более нежели в 1,5 раза, увеличения парка новых вагонов, привлечения в отрасль частных инвестиций, напоследках, снижения потребности в субсидировании отрасли.
По словам президента РЖД Владимира Якунина, необходимы новые доводы для региональной власти. «Мы должны исходить из того, что пригородные перевозки сие не «надоедливая муха» для губернаторов, для правительства и железнодорожников, а сие реальный бизнес, направленный на социальное обслуживание населения. В свое время мы говорили, отчего у нас должен быть контракт по сетевым перевозкам, мы говорили, что у нас причитается) быть договор на перевозку пассажиров. То же самое нужно сделать и в области пригорода», — заявил главарь РЖД.
Еще в сентябре РЖД сообщили, что в 2014 году бюджетами регионов получи и распишись компенсацию потерь в доходах перевозчиков предусмотрено лишь 8,4 млрд. рублей, тогда как бы ожидаемые потери пригородных компаний составят 15,2 млрд. рублей. Железнодорожникам приходится укорачивать свои убытки, «кромсая» расписание движений пригородных поездов. Всего вслед период 2012-2014 гг. было отменено около 850 поездов или 14% с всех поездов на сети (в 2012 году – 150 поездов, в 2013 году – 150, в 2014 году – только что не 550).
Кстати, многие главы регионов предлагают заменить электрички автобусами. Но тогда конец равно придется искать в бюджете дополнительные средства на пополнение автобусного парка, рекрутирование персонала, строительство или ремонт пригородных автодорог. Нужно учитывать и то, что поперед многих деревень и городков автобусы просто не доберутся. Так что это жутко дорогостоящий и вряд ли подходящий путь выхода из транспортного кризиса. Не говоря еще о том, что власти рискуют нарваться на социальный протест, когда жители глубинки выйдут митинговать.
Остается заключать соглашение, и либо полноценно финансировать все расходы на пригородные перевозки из федерального и регионального бюджетов, либо возвернуть перекрестное субсидирование из доходов от грузовых перевозок, дополнительно проиндексировав тариф в 3-5%, резюмируют эксперты отрасли.