«Построить за копейку, продать за миллион». Почему для нас строят неправильные дома

фотоснимок: Геннадий Черкасов
Недавней нелепой гибели помощника депутата Госдумы Павла Абакумова, выпавшего с общего балкона на хазе на Погонном проезде, можно было бы избежать, уверены архитекторы. Будь получай злополучной лестничной клетке застекленная наглухо лоджия, Абакумов физически не мог бы валиться с 18-го этажа. Но чей-то архитектурный «гений» в соответствии со всеми строительными нормами и правилами запроектировал высотку с открытыми балконами, огороженными легкой решеткой.
Эмпирей горе-перегородки едва ли доходит до уровня бедра, а расстояние между прутьями позволяет восходить по решетке как по лестнице…
— Юрий Пантелеймонович, вы долгое время руководили крупнейшим проектным институтом страны. Якобы по-вашему, можно ли проектировать балконы в домах так, чтобы вероятность падения с них была сполна исключена?
— Полностью исключать, конечно, ничего нельзя. Но опыт такого проектирования (у)потреблять. Я очень много лет в свое время потратил на то, чтобы «пропихнуть» в МНИИТЭПе идею замены балконов на застекленные лоджии. Я говорю и о квартирных балконах, и об общих, нате которые можно выйти с лестничной клетки. Согласитесь, выходя на открытый балкон, любой себя чувствует неуютно. Особенно если в качестве ограждения там вместо бетонной плиты использована легкая чугунное кружево. Мало того, что вы фактически висите в воздухе. Опереться на такую решетку или — или перегнуться через нее вообще опасно для жизни. А лоджия — это три стены вкруг. Удобно, комфортно и довольно безопасно. Еле пробил, потому что так строить — дорогое смак.
— Но ведь дом, из которого выпал помощник депутата, довольно новый. Для чего же строить здания с опасными балконами и без лоджий, если есть проекты безопасных?
— Хана упирается в деньги. Ведь проект выбирает застройщик. А любого застройщика интересует только одно — торус и прибыль.
— Получается, строить по безопасным и удобным для жильцов нормам дороже?
— Безусловно. К примеру, если в доме лоджии застекленные, цена за квадратный метр будет желаннее на 2-3 доллара. Более того, домостроительные комбинаты консервативны. Они категорически безлюдный (=малолюдный) желают менять оснастку, то есть форму, из которой производятся плиты про панельных домов. А из таких панелей, как известно, строится львиная доля итого жилья в нашей стране. Вся Европа давно уже перешла на формы с пластика. Такая технология позволяет по первому желанию поменять размер и внешний редакция панельной плиты. А у нас как с советских времен привыкли работать с железной арматурой и металлическими формами, приблизительно по сей день и работают. Поэтому там, на западе, домостроение идет в ногу со временем, а у нас объединение большей части стоит на месте. Нормативы, по которым производятся стройматериалы, нужно обмениваться раз в три — пять лет.
— Но ведь в последнее время все считается новых строительных технологиях, «умных» домах с трехметровыми потолками и свободной планировкой. С ними-ведь что не так?
— Давайте по порядку. Во-первых, у нас меняются единственно фасады. Это внешняя веселенькая оболочка, а не сам дом. А во-вторых, с что вы взяли, что трехметровый потолок — это хорошо?
— Ну как а? Это как минимум модно и современно. Во всяком случае, многие архитекторы круглым счетом говорят…
— Может быть там, где лето круглый год, это и нормально приживается. А у нас вырожденный климат. На такую высоту потолков надо потратить гораздо больше энергии к отопления. В итоге ваш бюджет вылетит в трубу.
По нашим строительным нормам и что-то около получаются дома, которые на 40% отапливают улицу, а не то, что среди. Дальше — свободная планировка. Это вообще никак не укладывается в наш ментальность. Сейчас ведь как модно делать: уменьшаем площадь кухни и делаем квартиру — студию. А в результате у вам в спальне пахнет котлетами и борщом. Кухня должна быть кухней, это заложено в нашей культуре. И, у места, идеально, если при кухне есть лоджия. Для хозяек такая планировка куда удобна. Ведь с лоджией общая площадь помещения, которое можно использовать для хозяйства, вопрос жизни и смерти увеличивается. Мы в МНИИТЭПе такие лоджии проектировали. Дома по этому проекту уписывать в районе Хорошевского шоссе.
— Какую высоту потолка вы считаете идеальной?
— 2,55 — 2,70 метров. Именно, в большинстве типовых квартир такая высота и есть. Больше скажу, в большинстве домов закачаешься Франции именно такие потолки. Это прекрасные квартиры, никто на них никак не жалуется.
— Вы сказали, что свободная планировка нам категорически не подходит. Существует ли прием идеальной планировки?
— В идеале все комнаты в квартире должны быть квадратными. Спальню воспрещается ставить «головой» на юг. Это «заморочка» веселей врачебная, чем архитектурная. Но если не хотите, чтобы постоянно болела разумник и было дурное настроение, спальню, выходящую на южную сторону, лучше не прокатить на вороных. В «южных» комнатах солнце будет перегревать помещение. Кроме того, функциональное зонирование комнат необходимо сохраняться — никакой свободной планировки. Еще хорошо, если в квартире есть гостевой санузел. Расположен некто должен быть ближе к кухне.
— Кстати, а санзулы в типовых квартирах можно как-в таком случае усовершенствовать?
— Конечно. И я очень долго этим занимался. В старых домах в сантехкабину даже стиральную машину наставить нельзя. Когда я начинал заниматься этой проблемой, мои предшественники говорили, мол, кто в отсутствии проблем: пусть хозяйка ставит стиральную машину на кухню. А готовить, простите, идеже?
Эти правила удалось поменять, и площадь ванных комнат увеличилась. Но потом оказалось, а в раздельных санузлах надо еще увеличить и площадь туалета. Это нужно для того, чтоб рядом с унитазом можно было поставить маленький рукомойник. Представьте, сколько раз вам схватитесь за дверную ручку, прежде чем из туалета дойдете до ванной либо — либо кухни, чтобы вымыть руки! А потом мы удивляемся, откуда бактерии и расстройства желудка. В результате альма-матер разработал проект новой сантехнической кабины с маленьким умывальником. Площадь пространства увеличилась с 4,5 задолго. Ant. с 6 метров. Ну и дверь удалось сделать чуть шире.
— В последние года появилась линия размещения на первых этажах новостроек всевозможных социальных объектов. Магазины, аптеки, хотя (бы) детские сады. Как считаете, это правильно? Или лучше делать там квартиры, в качестве кого раньше?
— Я всегда говорил, что жилье на первых этажах надо запретить. Быть этом сам первый этаж должен быть монолитным, как это сейчас делается в новых домах. У каждого на хазе есть, как говорится, голова, туловище и ноги. Так вот фундамент и первый империал — это как раз ноги, и они должны быть прочными. Кроме того, объединение монолитной технологии можно строить первые этажи с помещениями большой площади. Такие вроде раз подойдут для магазинов и аптек.
— Еще одна проблема — лифты. В моем подъезде, к примеру, неуд лифта и оба узкие, пассажирские. В доме 12 этажей, по две квартиры в каждом. При этом квартиры только трехкомнатные. В такой лифт даже коляска с в детстве с трудом входит, не то что шкаф или диван. По какому принципу выбирается, сколь в подъезде должно быть лифтов и какими они должны быть?
— Существует всего самую малость типов лифтов. Все они перечислены в специальном ГОСТе. Там указаны и размеры кабины, и тоннаж. Вроде бы все четко. А вот какой лифт из этого перечня пора и честь знать конкретно в вашем доме, решает проектировщик. Он должен просчитать потребности жильцов в зависимости с этажности дома, количества и площади квартир. В МНИИТЭПе в свое время было взято вслед правило: если дом выше 10 этажей, в нем должно быть даже безвыгодный два лифта, а три. Один обычный пассажирский, второй — грузопассажирский, а третий — пожарный. Если застройщики будут следовать этому правилу, не будет проблем ни с диванами, ни с детскими тож инвалидными колясками.
— А почему же случаются такие проколы? Лифт либо вообще Водан, либо два маленьких. Как хочешь, так и крутись…
— Застройщик решил сэкономить. Лопать четкая зависимость: чем дороже обходится строительство, тем дешевле потом для жильцов на самом деле эксплуатация. И наоборот. Но застройщику надо построить за две копейки, а продать ради миллион.