В Италии начались съемки фильма про детство Иисуса


фотоотпечаток: AP

Любимый святой

Большинство приезжих из России в Бари – те, кто приехал встать на колени Николаю Чудотворцу. Здесь даже есть кусочек российской земли – православная Никольская божий храм, построенная в 1913-1917 гг. Во время визита Путина в Бари в 2007 году было достигнуто равномерность о передаче России архитектурного комплекса Подворья Русской православной церкви.

Выполненная в стиле псковско-новгородского зодчества XV века англиканство в Бари была построена для русских паломников, приезжавших сюда поклониться мощам самого любимого для Руси святого, которые покоятся в Базилике Св. Николая, расположенной в Старом городе.

В качестве кого известно, святитель Николай Чудотворец, епископ Мир Ликийских, чей облик в массовой культуре причудливым образом трансформировался в Санта-Клауса, жил в III-IV вв. в Малой Азии (нате территории современной Турции). В 1087 году 62 барийских моряка похитили у греческих монахов худой святого и доставили их в свой город. Турки и греки, говорят, до сих пор следовать это в обиде на жителей Бари…

Священная реликвия хранится в крипте огромной Базилики – опосля, хотя храм и принадлежит католической церкви, – совершаются и православные богослужения.

Рядом с Базиликой есть смысл скульптура Николая Чудотворца работы Зураба Церетели, подаренная Россией жителям Бари – о нежели извещает прикрепленная тут же медная табличка с посланием президента Путина.

фото: Андрэ Яшлавский
Скульптура Николая Чудотворца

В мае каждый год в городе устраиваются пышные шествия, посвященные святому Николаю, покровителю моряков, купцов и детей – со средневековыми флагоносцами, глотателями огня и театрализованными представлениями… Короче, а зимой самое время вспомнить о том, что образ Санта-Клауса был позаимствован у Святителя Николая. Ровно многое в современном мире – благодаря Америке. В Новый свет его «завезли» переселенцы изо Голландии, где почитался Синтаклаас (или Синтерклаас), даривший детям подарки (правда, малограмотный на Рождество и не на новый год, а на 6 декабря, день Святого Николая). Самые ранние упоминания о святом Николае в американской литературе летописец Дэниэл Бурстин относит к 1809 году, когда в книге Вашингтона Ирвинга «Скандал Нью-Йорка, рассказанная Никербокером» появилось описание путешествий святого Николая числом небу в коляске с описанием разных особенностей его характера. А в 1863 году Томас Наст, композитор серии рождественских рисунков для журнала «Харпер уикли», дал ему фирма Санта-Клаус и описал как маленького пузатого человечка с веселым лицом и белой бородой. Сверху картинках, озаглавленных «Санта-Клаус и его работа», видно, как укрытый в теплые одежды Санта среди льдов и сосулек высматривает через подзорную трубу послушных детей, в духе просматривает в книжке (значительно больше его роста) записи о поступках детей, как изготавливает ради верстаком игрушки, шьет кукольные платья и развозит подарки на упряжке из трех оленей. Текущий образ далеко ушел от оригинала, но помнить про связь между историческим на вывеску и сказочным персонажем будет нелишне.

фото: Андрей Яшлавский
Послание Владимира Путина жителям Бари

Орекьетти с ботвой

Окормившись интеллектуально, не грех насладиться и пищей насущной. Благо, Италия – настоящий рай ради любителей поесть, а Апулия – не последний из итальянскизх регионов, которые славятся своей особой кухней. Тем побольше, что это сельскохозяйственная область, можно сказать, «всеитальянская житница». Кайфовый всяком случае, апулийцы очень гордятся своим оливковым маслом.

Паста, которую барийские бабульки лепят ручной на узеньких улочках Старого города, называется «орекьетти» – ушки. При всем желании угодить моим критикам, на мой взгляд, больше напоминают шляпки грибов. Типичное апулийское кушанье – орекьетти с ботвой репы, напоминающей одну каплю грузинское пхали. Эту же ботву щедро кладут в громадные бутеброды с местной мортаделлой.

Бари стоит только на море – и по утрам на лодочной пристани можно видеть рыбаков, с души колотящих свежепойманными осьминогами по бетону. Тут же – остро садящий морем импровизированный рынок с горами мидий, морских ежей и тех же осьминогов, которые таким (образом хороши, когда их готовят на гриле. А пожилой рыбак, наловивший крабов и креветок, машет: «Подходите! Попробуйте!» – и протягивает живую креветку: «Ешьте недипломатично сырой!»

Небольшой ресторанчик местной кухни La Uascezze, специализирующийся на местных блюдах принципиально без- имеет в меню пасты. «Наша кухня – это не только макароны!», – с апломбом поясняет официант и рекомендует отведать жаркое из ослятины. Немножко непривычный для нашего рациона итог – но оторваться от этого нежнейшего мяса, утопающего в густом соусе, исключается. И под это блюдо великолепно идет домашнее вино Примитиво ди Мандуриа.

«Благодатный город для России»

«Рад, что тебе понравилась неразвитая делянка нашей страны», – так отшутился мой флорентийский друг Томмазо по части поводу моих восторгов, связанных с поездкой на итальянский Юг. И то сказать: буква часть страны очень отличается от расположенных севернее Милана или Флоренции. Тут. Ant. там нет энергичного ритма современных деловых городов, не так много туристов, аж иммигрантов на улицах поменьше, а местные жители неспешны. Здесь магазины закрываются сверху сиесту, а жизнь гораздо спокойнее, чем в оживленных мегаполисах. А еще – что особенно светло – здесь и цены гораздо ниже чем в излюбленных туристических центрах.

А вечером, часов в семь-восемь, человеки начинают подтягиваться к Старому городу. Тусуется по барам молодежь, пенсионеры приносят складные стулья и усаживаются кружком побалясничать о том, о сем, семейные пары выходят прогуляться с детьми. Словом, жизнь поближе к ночи всего лишь начинается. Особенно многолюдно в выходные. Жизнь кипит как раскаленное масло, в котором (тутовое же на улице обжаривают ломти кукурузной поленты…

Гулять при свете фонарей объединение вечернему Старому городу – настоящее удовольствие. Главное – не заблудиться в лабиринте узеньких улочек и тупиков. Считается, что все это хитросплетенье – наследие тех времен, когда местные народ, опасаясь чужеземных вторжений намеренно строили свой город так запутанно – с тем чтобы враг заблудился.

Вывешенное из окон белье, восхитительные ароматы домашней кухни, женский пол, тут же на улице лепящие пасту, мелькающая из-за занавесок после открытыми дверями обстановка здешнего жилья – все вместе производит волшебное импрессия. Здесь можно случайно забрести в величественный храм и попасть на концерт симфонической музыки. Тож вдруг выйти из закоулочков и увидеть огромную крепость Швабского замка…

Впрочем, уж очень расслабляться не стоит. Узнав о том, что я собираюсь в Бари, работавший в 90-е годы следом мой тосканский товарищ даже, как мне показалось малость напрягся: ты, пирс, там поосторожней ходи, а то могут обокрасть. Забегая вперед, скажу, что до сих пор обошлось без каких-либо неприятностей. Хотя встреченная австралийская туристка рассказала, по какой причине у ее соотечественницы в Старом городе сорвали с шеи ожерелье, да еще и стукнули. Да такое может случиться где угодно.

А вообще люди в Бари радушны и гостеприимны и до скончания веков готовы прийти на помощь заплутавшему туристу, не стесняясь языковым барьером. Осознав, как гость города не владеет итальянским, ему повторяют сказанное раньше – не более чем громче и энергичнее. Как ни странно, все становится понятным.

Ну, а тема санкций и противостояния России с Западом барийцев, может статься, вообще мало волнует. По городу в магазинах и барах расклеены плакаты с русской надписью «Блаженный город Бари для России». «Вы откуда?», – интересуется здешний житель. «Из России». «А откуда именно, – допытывается собеседователь, – из Москвы? Или из Киева?» Такая вот история с географией…

Трулли Альберобелло

Хоть в полусотне километров от Бари лежит удивительное место со сказочным названием Альберобелло. И по своему произволу городок выглядит тоже сказочно – скопление островерхих конических жилищ. Кому-ведь они напоминают африканские соломенные хижины, а кому-то архитектуру из каких-в таком случае сказок.

Это так называемые «трулли», традиционные дома, сооруженные методом хладнокровный кладки. Некоторых из необычных крыш серого цвета, увенчанных белой забавной верхушкой, украшены различными символами – и христианскими, и языческими. Сии удивительные дома с побеленными толстыми стенами построены так, что если вынуть Водан камень в крыше, то она разваливалась. По одной из версий, причиной были высокие налоги для жилье. Так что в случае появления проверяющих можно было быстро строение приканчивать. Честно говоря, в это слабо верится, а проверять на практике как-то никак не хотелось.

Сегодня это популярный туристический аттракцион. С 1996 года «трулли» Альберобелло включены в индекс Всемирного наследия ЮНЕСКО, что не мешает местным жителям вовсю эксплуатировать ориентация приезжей публики к необычным жилищам, приглашая бесплатно зайти вовнутрь, познакомиться с бытом, а купно и с ассортиментом сувениров и местной продукции – от оливкового масла до разнообразных ликеров. Рядом желании туристы могут снять на несколько дней «трулло» и истаскаться в весьма необычной обстановке.

Не менее сказочное впечатление производят пещеры в местечке по-под названием Гротте ди Кастеллано. «Подземное царство» было обнаружена спелеологом Франко Анелли в 1938 году. Развратница длина пещер составляет около 3 километров, а естественный вход представляет собой 60-метровую вертикальную шахту. Сталактиты и сталагмиты, обширные «залы», созданные самой природой заставляют заспать о жутковатом ощущении – как-никак, ты находишься в недрах земных, а белый наша планета где-то там, далеко…


фото: Андрей Яшлавский
Матера

Библейское кино

Чисто куда обязательно стоит съездить из Бари – так это в город Матера, какой-никакой находится не в Апулии, а другой области – Базиликата.

Лет семьдесят назад здешние пещерные жилища – «Сасси» – называли «национальным позором Италии». Бедняки жили в пещерных «квартирах» минуя электричества, водопровода и канализации. Многодетные семьи жили в одной «комнате» с домашней скотиной и птицей (кур держали лещадь высокой кроватью). В 1950-е годы жителей расселили в новых районах города. А из «позора» сделали достоинство, взятую под охрану ЮНЕСКО и охотно посещаемую туристами.

Попав сюда, понимаешь, отчего кинематографисты так полюбили это место, дышащее стариной и аскетичной простотой. Ведь не что иное здесь снимались такие фильмы как «Страсти Христовы» Мела Гибсона и «Жизнеописание от Матфея» Пазолини.

Но вот дорогу вдруг преграждает «охрана» с рацией: извините, дальше нельзя, идет съемка! Рядом стоят трейлеры киношников, а в сторонке с убитым видом жует солому ослик.

А потом вдруг на улице появилась толпа людей в древних одеяниях, какие могли переносить в библейские времена. Массовка в чем была отправилась в город на отдых, по пути стреляя сигареты. Вотан из актеров и рассказал в чем дело: в Матере только что начались съемки фильма насчет детство Иисуса и возвращении Святого семейства в родной Назарет. Называться лента будет «Спаситель Господь. Из Египта» (Christ the Lord: Out of Egypt). Ее по одноименному роману Энн Райс снимает заатлантический режиссер иранского происхождения Сайрус Новрастех. Выйдет кино, как ожидается, в Пасхе в 2016 году. 

Городище Святого Николая (17 фото)