Вести Экономика ― Встреча в Дохе имеет шансы на успех
Предстоящая на этой неделе встреча крупнейших производителей нефти в столице Катара Дохе остается ключевым событием для финансовых рынков. Об этом рассуждает Григорий Бегларян в программе «Реплика».
17 апреля страны — крупнейшие производители нефти сядут за стол переговоров в Катаре. На повестке дня: стабилизация цен на нефть. В частности, страны должны принять решение о заморозке добычи.
По крайней мере, учитывая теснейшую взаимосвязь между динамикой цены на «черное золото» и обстановкой на фондовых биржах от Нью-Йорка до Токио, когда стоимость акций резко падает в момент снижения нефтяных котировок и, наоборот, демонстрирует бурный рост в период повышения цен на нефть, можно сказать, что ожидаемое «нефтяное мероприятие» и правда имеет шансы оказаться довольно важным для инвесторов.
С одной стороны, я бы не стал называть дату 17 апреля (это дата намеченной встречи в Дохе) какой-то судьбоносной для нефтяного сектора, поскольку на нефтяной рынок оказывают гораздо большее влияние совершенно иные факторы, такие как стоимость доллара и денежно-кредитная политика ФРС США.
Однако, с другой стороны, благодаря необычайно активной раскрутке этой встречи в Дохе информационными агентствами и мировыми СМИ получается так, что результаты этого мероприятия действительно могут оказать влияние на стоимость нефти хотя бы на краткосрочный период времени.
Еще раз напомню, что основной повесткой дня встречи в Дохе будет вопрос по поводу замораживания объемов добычи сырой нефти. То есть речь не идет о каком-то ограничении экспорта или сокращении добычи. Пока только о замораживании со стороны основных стран ОПЕК и крупных экспортеров, не входящих в эту организацию, прежде всего России.
Определенные сложности, которые могут возникнуть на переговорах в Дохе, — это так называемый «иранский казус», то есть смогут ли страны-участницы прийти к соглашению и подписать официальный документ или декларацию по замораживанию объемов добычи сырой нефти, если это соглашение не поддержит Иран.
На данный момент вроде бы как Россия, так и Саудовская Аравия, выразили готовность достичь договоренности о заморозке добычи нефти и без Ирана, но непонятно, примет ли участие в этой встрече официальный представитель иранской стороны на уровне министра нефти этой страны. На мой взгляд, это достаточно важный момент, поскольку вполне можно подписать соглашение и без обязательств со стороны Ирана, просто предоставив иранской стороне особые условия по потолку добычи на будущее, но для этого желательно, чтобы глава иранского министерства нефти все-таки прибыл в Доху и что-то обсуждал со своими коллегами по «нефтяному цеху».
На текущий период времени еще не было официального подтверждения, что министр нефти Ирана прибудет на встречу в Дохе, хотя какой-то человек со стороны Ирана там, безусловно, присутствовать будет.
Однако есть опасение, что в случае отказа главы иранского министерства нефти присутствовать на мероприятии в Дохе могут создаться сложности для достижения соглашения по заморозке, поскольку представители Саудовской Аравии готовы пойти на встречу России и подписать соглашение, но могут передумать, если «важное лицо» с иранской стороны (то есть министр нефти) вообще проигнорирует это мероприятие.
Именно по этой причине и существуют риски для мирового финансового рынка, поскольку раскрутка темы встречи в Дохе до статуса чуть ли не судьбоносного события с точки зрения динамики нефтяных цен привела к тому, что любая угроза провала или срыва переговоров по замораживанию добычи нефти спровоцирует немедленный обвал цен не только на нефть, но и по широкому фронту финансовых инструментов.
Тем более что цены на нефть уже успели вырасти (как я уже говорил, по причине совершенно иных факторов, чем ожидания встречи в Дохе), а спад стоимости «черного золота» с уровня в 40 плюс и с уровня 30 минус — это, как говорится, две большие разницы. С точки зрения потенциала и масштаба падения стоимости нефти.
Будем надеяться, что участники переговоров в Дохе и представители Ирана прекрасно осознают, что благодаря «поддержке» СМИ предстоящая встреча получает статус наиважнейшего события для финансовых рынков.
Однако нельзя допустить, чтобы переговорщики вместо соглашения затеяли какую-то ненужную дискуссию и мероприятие завершилось либо провалом, либо невнятным коммюнике, как это уже не раз бывало на подобного рода собраниях ОПЕК.