Вести Экономика ― Валовой: роботизация приведет к «социализму поневоле»

Билл Гросс, один из самых успешных управляющих в истории современного рынка облигаций, то считается, что власти США и других западных странах, в будущем будут вынуждены все больше печатать деньги для поддержки своих экономик и населения в условиях сокращения количества доступных рабочих мест.
Гросс подчеркивает, что речь идет о «социализме поневоле». Один из ведущих административного долгового рынка прямо говорится о том, что ускорение процесса автоматизации является угрозой социальной стабильности. В будущем государства, вероятно, будут вынуждены следить за перераспределения богатства в виде «основной доход гарантия» или других подобных схем, чтобы избежать социального взрыва.
Об этом генеральный Janus Global Unconstrained Bond Fund, пишет в своем мае инвестиционном прогнозе. Гросс отмечает, что популистские лозунги, которые звучат во время президентской кампании в США, как следствие, застой в экономике, который в дальнейшем будет только ухудшаться из-за ускорения автоматизации всех рабочих мест.

«Экономика США изменилась, но избиратели и их избранные представители не могут понять, в чем дело и что не работает так.
Поэтому они кричат о том, что органы власти должны: 1) построить стену (как отгородиться от мигрантов), 2) сбалансировать бюджет, 3) оплатить расходы на образование, 4), что свободная торговля в менее свободной. Эти меры позволят решить проблемы, как они считают, и после президентских выборов в ноябре кто-то, возможно, придется попробовать сделать что-то из этого списка.
Аналогичные споры идут во всем мире. Бразилия и Венесуэла приближается к грани депрессии. Левые и правые партии получают все больше мест в парламентах стран Европы. В Испании нет правительства. В Великобритании в ближайшее время будет проведен референдум по членству в ЕС. Китай вносит постоянные изменения в пять лет планы. Япония не может отделаться от навязчивой идеи о необходимости для достижения инфляции в 2%.
Но в действительности никто в 2016 году не пытаясь предвосхитить будущее и в форме, которая, вероятно, найти. Уже сейчас мы видим, что в будущем нас ждут серьезные «просто ветер» в виде чрезмерного долга и стареющего населения. Но, кроме того, есть и еще один фактор, который пока не получает должного внимания на политической сцене. Речь идет о сфере информационных технологий и роботизации будущего мировой экономики. Почти все существующие сегодня отрасли, в будущие годы станет менее утомительной по степени внедрения новых технологий в существующие бизнес-модели.
Транспорт – один из самых наглядных примеров этого. Автомобили, управляемые компьютерами, и в скором времени могут заменить многие водители автобусов, грузовиков и такси. В результате только в этом регионе в ближайшие 10-15 лет, исчезнут миллионы рабочих мест. При этом под угрозой находятся и рабочие места в медицине, во многих отраслях промышленности и даже в сфере услуг. Технологические изменения угрожают не только «синих», но и «белым воротничкам».
Лауреат нобелевской премии по экономике Майкл Спенс в 2014 году написал: «В случае продолжения» цифровой революции «… саму структуру современной экономики и роль работы, возможно, придется переосмысливать».
На мой взгляд, это звучит как предупреждение о том, что в будущем будет все меньше рабочих мест. Если это так, то политики должны понять, что существующая государственная программа создания социальной инфраструктуры на основе концепции наличие работы, но эта концепция больше не работает.
Другими словами, если вместо людей будут работать роботы, наша культура будет меняться вместе с процессом, и в этой ситуации, власти должны адаптироваться к изменениям. В качестве доказательства данных, структурные изменения могут привести график, который показывает отношение числа трудоустроенных людей в общей численности населения США. Здесь прослеживается вполне видны тенденции. Сегодня в США работает 78% трудоспособного населения в возрасте от 25 до 54 лет по сравнению с пиком, достигнутым в 2000 году. на уровне 82%.

Графика: Janus Capital, данные: U. S. Bureau of Labor Statistics
На первый взгляд это отклонение может показаться незначительной, но на самом деле, это огромные цифры: разница в 6 миллионов рабочих мест.
В связи с этим возникает вопрос о том, что происходит сегодня в США. Может быть, так называемое поколение «миллениалов» просто любят жить со своими родителями, и целыми днями играют в видеоигры? Я так не думаю.
Технологии и роботизация меняют мир к лучшему, но они не создают новые рабочие места в большом количестве. Наоборот, наша экономика в новое время – особенно в развитых странах со стареющим населением – постепенно лишает работы все больше и больше людей.
Что должно быть в ответ на действия властей? «Переквалификация» и «новое образование» звучат довольно удобно, и они часто стоят на первом месте политиков, которые обещают нам вымостить путь в будущее из желтого кирпича, но давайте будем честны: я сомневаюсь в том, что такие меры действительно будут эффективными. Еще 4-5 лет в колледже или университете, может быть, и помогут кому-то лучше действовать на любой телевикторине, но я сомневаюсь в том, что будет способствовать экономическому росту. Подобные предложения означают больше клиентов для высших учебных заведений, но это не гарантия хороших рабочих мест для студентов.
Вместо этого мы должны тратить деньги на те направления, на которые расходы часто необходимы, например на нашу разваливающуюся инфраструктуру, медицинское обслуживание для стареющего поколения, и, возможно, на довольно революционная идея под названием гарантированный основной доход. Если все больше и больше рабочих будут заменены роботами, которые им необходимы деньги, чтобы хоть как-то продолжать жить, не так ли? Если для вас это выглядит, как некоторые формы социализма, я советую вам, чтобы привыкнуть к этому.
Концепция гарантированного базового дохода, это что-то новое или инородным для таких капиталистической культуры, как США. У нас уже есть своего рода гарантированный основной доход. Это продукты бренда, как и налоговый кредит на заработанный доход, хотя сами по себе эти меры не могут быть в состоянии ограничить все большее число безработных и бездомных.
Вопрос в том, насколько высокой должна быть такой, гарантированный доход и что за него будет платить государство, а не в том, должны ли вы пойти на такие меры в течение ближайших десяти лет. Скорее всего, придется.
Повышение налогов является одним из способов оплаты, таких мер. Но я позволю себе предложить еще один вариант – нужно «выбить деньги с вертолета». И хотя эта идея звучит еще более странно, чем предприятие Трамп стены на границе США и Мексики, но на самом деле это не так. Во-первых Милтон Фридман, то Бен Бернанке, а теперь и ряд известных экономистов рассматривают эту идею. Они не будут кидаться деньги с вертолета в прямом смысле слова. В более широком определении речь идет о фискальном стимулировании, за который не надо платить за счет повышения налогов или новых долгов.
Вместо этого, деньги могут быть напечатаны центральных банков, как это уже и происходит. Это не совсем простая для понимания концепция, и так, что политики никогда не обсуждают ее, как, в конце концов, многие главы центральных банков, которые хотят сохранить священность своих «балансовых активов» и независимость его учреждений. Тем не менее, независимость центрального банка от правительства очень быстро исчезает, а из-за объективных экономических проблем, возникает новая культура.
Печать денег через программы количественного смягчения, в самом деле, смешивания денежно-кредитной и финансовой политики центрального банка и министерства финансов.
ФРС США, ЕЦБ, Банк Японии и Банк Англии на самом деле уже в течение 6 лет с момента финансового кризиса покупать облигации министерства финансов своих стран, что позволяет им тратить деньги на их поддержку слабеющих экономик. Они покупают облигации на напечатанные деньги, или, образно говоря, бросать деньги с вертолета, и в этом процессе увеличить объем средств на своих балансах.
Частные банки могут банкротиться, но центральные банки, печатающие деньги, которые в виде платежей в мировой торговле, не может обанкротиться.
Я уже давно сказал, что в своей сущности такие действия центрального банка, как финансовые пирамиды. И тем не менее мы видим, что эта схема используется все больше, и теперь мы приближаемся к точке невозврата, когда начинают использовать отрицательные процентные ставки и спрос корпоративных облигаций и акций со стороны центральных банков.
Я полагаю, что цб в ближайшем будущем будет только расти количество печати «вертолетных денег», в рамках программы количественного смягчения (возможно, эта мера будет возобновлено, и в США около года) и неохотно берет на себя все более значительную роль в бюджетной политике стран. Это позволит правительствам сосредоточиться на инфраструктуре, здравоохранении и ввести гарантированный основной доход для потерявших работу людей».
Стоит добавить, что Гросс неоднократно высказывал мнение о том, что денежно-кредитная политика мировых центральных банков по своей сути это вымысел, аналогичный искусственному раздуванию стоимости активов компании, которые не создают какой-либо реальной прибавочной стоимости:
Гросс: Центральный Банк и кредитно-денежная политика is a Valeant carbon copy: Рейз asset prices without creating any economic value.
— Janus Capital (@JanusCapital) 29. апреля 2016 года
Тему возможного обострения социальной напряженности из-за ускорения автоматизации в последнее время все больше привлекает к себе внимание.
- Книга о рисках роботизации получила приз FT/McKinsey
В 2015 году лучшая книга для бизнес-издания Financial Times и консалтинговой компании McKinsey была объявлена работа Мартина Форда «Восхождение роботов: технологии и угроза будущего без работы».
Автор отмечает, что властям и компаниям в будущем, в любом случае, придется искать пути для сохранения дохода, учитывая ускорение роботизации.

Тема потенциальная потеря миллионов рабочих мест в различных отраслях мировой экономики, в связи с этим явлением изучается в программе «ГЕОэкономика» на канале «Россия 24».
Ряд экспертов в своих комментариях и указал, что в результате новой технологической революции, может быть потеряно больше рабочих мест, чем будет выполнить. При этом под угрозой окажется больше профессий, чем можно было предположить ранее.