Есть ли жизнь под санкциями


фото: morguefile.com

Это, кажется, дежавю: Запад, который поддерживает Украину, не собирается забывать присоединение к России Крыма и содействия независимой республики Донбасс.

После последнего саммита G7 в Токио была принята декларация о сохранении западных санкций против России. Нашей страны отреагировали незамедлительно — Дмитрий Медведев поручил подготовить предложения о продлении продуктовых эмбарго против ЕС, США и других стран, подключившихся к санкциям, вплоть до конца 2017 года. года.

Напомним, какие ограничения они имеют смысл. Запреты различаются по странам и по характеру. Часть относится на ограничительные меры, в частности, «Крым», часть — «Донбасс».

Крымские санкции можно назвать незначительным для России, потому что они касаются импорта выпускаемой в Крыму продукции, покупка недвижимости, туризм. Финансовые ограничения запрещают продавать крым, технологий, компаний и товаров. Плюс запрет на въезд в США, ЕС и другие страны, нескольких чиновников и предпринимателей.

Больших проблем они не принесли. Кто-то должен был свернуть бизнес в Украине, но это не смертельно. Другое дело — санкции, которые были внесены после того, как Россия начала поддерживать Донецк и Луганск. Эти ограничения стали вводить в 2014 году. в июле. Они куда более серьезно и содержат запрет на привлечение средств на западных рынках, поставки оружия и нефтедобывающего оборудования.

Удар достиг цели. Год назад Владимир Путин заявил, что в связи с санкциями, страна лишилась $160 млрд Есть и плюсы — российские компании, по словам президента, начали оперативно погасить внешние долги, снизился отток капитала. В конце I квартала 2016 года. года наш государственный внешний долг уменьшился на 28%. Объем вывоза капитала снизился с $154 до 53 млрд, Это свидетельствует о том, что жить с санкциями может. Они даже есть стимул — дает возможность проявить себя. Объемы продукции сельского хозяйства в 2015 году. году вырос на 2,9%. Увеличились объемы производства фармацевтической и металлургических предприятий. В обрабатывающей промышленности также становится на ноги. В целом объем закупок своей продукции на внутреннем рынке выросла на 15%.

Но есть и негативные факторы.

Ограничение финансового кредита, мы можем обойти — Россия успешно разместила суверенные еврооблигации, большую часть которых купили иностранные инвесторы.

Однако нефть и газ технологии остается краеугольным камнем. Нам пришлось отказаться от перспектив развития исследований на арктическом шельфе.

Остается надеяться, что санкции не вечны. Ущерб ЕС от санкционной войны с Россией только в 2015 году. году достиг €50 млрд. в Год раньше Я потеряла €100 млрд, Многие страны выступают за прекращение «войны». Как заявил французский министр экономики Эмманюэль Макрон, его страна будет настаивать на отмене санкций против России к лету этого года. Есть сомнения в Италии, Греции, Словении, Болгарии, на Кипре, во Франции и даже в Германии и Австрии. Но в то время, когда снимут санкции, могут растягиваться. Россия настаивает на том, что ответы санкций до конца 2017 года. года. Это означает, что в это время, как считают наши чиновники, они отменены не будут.

ЭКСПЕРТЫ «МК»:

Станислав Вернер, вице-президент IFC Financial Center:

— Россия не откажется от Крыма. Но в то время, когда будет найден общий знаменатель статуса полуострова, растянется на год. Крымские санкции символически и бессрочным. Другое дело Донбасс. В заявлении G7 говорится, что санкции останутся в силе до полного выполнения Минских мероприятий, которые связаны не только с военной, но и политической примирения. В данном случае соглашение предусматривает, что ЛНР и ДНР остаются в составе Украины. Эти условия предусматривает проведение конституционной реформы, децентрализацию и так далее. Это до сих пор не выполнен Киевом. Ограничения на доступ к рынкам капитала Россия научилась обходить. В перспективе мы решим вопрос с технологии нефти и газа.

Никита Масленников, ведущий эксперт Института современного развития:

— В последнее время ряд стран ЕС выступают против продления санкций. Стоит ожидать, что Европейский союз будет стремиться провести обсуждение. То, что сейчас происходит на саммите стран G7, который вписывается в эту канву. Санкции могут снять после полного выполнения Минских договоренностей. Но даже если кого-то «половинчатости» мы и Запад можем рассчитывать на помощь. О кардинальном изменении речи не идет. Нам следует меньше надеяться на изменение санкционной политики и максимально сосредоточиться на стратегии экономического роста.