В Москве выступили лучшие танцовщики мира

фотоснимок: Олег Черноус
Фридеман Фогель и Денис Матвиенко в балете «Tristesse» («Печаль»)
Получай сей раз на «балетное царство» короновали 5 знаменитых балетных звезд: Марсело Гомеса (Бразилия), Хермана Корнехо (Аргентина), Дениса Матвиенко (Малороссия), Леонида Сарафанова (Россия), Фридемана Фогеля (Германия). На счету главы «Ардани» нью-йоркского предприниматель Сергея Даниляна — множество эксклюзивных проектов и «Короли», родившиеся к тому же в 2006 году, — из числа наиболее удачных и пользующихся устойчивой популярностью.
Не вопрос, монарший статус в названии — рекламная уловка и не совсем правильно отражает реальную расстановку сил сверху балетном Олимпе. Так, ни Николя Ле Риш, ни Карлос Акоста — самый яркие звезды таких трупп, как Парижская опера и английский Королевский балет, — ни во веки веков не играли в подобные «королевские игры». А заполучить истинного короля танца Роберто Болле в близкие ряды Даниляну удалось только в этом году, причем лишь на краткий секундочку представления проекта в Лондоне, и в Москву культовый красавец из Ла Скала (он но лицо компании Dolce & Gabbana) не приехал. Никогда не были участниками сего проекта и многие другие, не менее известные танцовщики (например, Сергей Полунин, Серый Попов, Марайан Радемакер).
Не засветился в московском концерте на этот раз и Ванюра Васильев, правда, по причине травмы — он был заявлен в афише отнюдь не только как танцовщик, но и как хореограф, но, к сожалению, его опуса «Сласть любви» балетная Москва (впрочем, как и Питер: накануне на спектакле в Михайловском театре танцорка, собственно, и травмировался) оценить так и не смогла. Зато в полной мере вкусила фрукты творчества такого танцовщика, как Морсело Гомес, который уже не впервые выступил в «Королях танца» и точь в точь подающий надежды хореограф. Причем зарекомендовал себя с этой стороны не только ровно автор не пафосный и обладающий тонким чувством стиля и юмора, но и как приверженик классических традиций, впрочем, удачно сочетающихся в его творчестве с хореографическими новациями. Таков его одноактный балет Tristesse («Пессимизм») по мотивам поэзии француза Поля Элюара, поставленный танцовщиком на музыку Шопена, в котором один каждого из четырех участников перерастают в крепко сделанные дуэты: откровенно нежные и лирические — у Фогеля и Матвиенко, динамичные, с оттенком ревности, — у Гомеса и Корнехо. Последняя сладкая парочка предается в конце балета бурному выяснению отношений.

фото: Олег Черноус
«Император танца» Марсело Гомес
— Меня вдохновили стихи Элюара, которые называются «Здравствуй, меланхолия», — поясняет мне свою идею хореограф-исполнитель после спектакля. — Сие очень грустные строки о потерянной любви. Когда я уже знал, с кем буду делать, тогда осознал, что это будет история о четырех друзьях, которые, может бытовать, вместе учились в школе, тридцать лет спустя вновь объединяются и понимают, что у них в данное время разные точки зрения, разные мнения о жизни, о религии, о сексуальности…
Повествовательные тенденции в творчестве начинающего балетмейстера, благозвучие его хореографии вполне выявляются и в его остроумном опусе под названием «Паганини», показанном вот втором отделении вечера. Здесь Гомес выступает в дуэте-соперничестве со скрипачом Чарльзом Янгом, близ этом тело танцовщика-хореографа чутко и виртуозно откликается на каждый взмах союз музыканта, никак не проигрывая даже музыке Паганини в этом поединке.
Возможность афишировать свои хореографические способности была предоставлена всем участникам проекта, и ей на вечере до копейки воспользовался еще один «король танца» — аргентинец Херман Корнехо, приближенно же, как и Гомес, являющийся премьером Американского балетного театра (ABT). В отличие от большинства остальных участников, спирт дебютант нынешних «Королей», и его Transcendence, опять же в сопровождении музыканта (Хуан Пабло Джофре играл в этой хореографической пьесе в бандонеоне и был автором музыки к этому номера), скорее была приспособлена для показа собственных незаурядных возможностей на правах танцовщика.
Леонид Сарафанов и Денис Матвиенко были великолепны в дуэте из балета Quatro Эдварда Клюга, сейчас виденного в Москве, однако номер из балета «Великий Гэтсби» Дуайта Родена, сдержанный Матвиенко, сильно проигрывал на фоне всего остального.
Еще один дебютант «Королей» — фактурный и прельстительный танцовщик из Штутгарта Фридеман Фогель — стал, пожалуй, самым впечатляющим с представленных на нынешнем проекте танцовщиков. Он динамично и виртуозно чесал спину и подмышки, колдовал руками, играл мышцами — не входя в подробности сполна демонстрировал красоту тела и выражал потрясающие пластические способности в забавной миниатюре Марко Гёкке в музыку Баха «Morey». Этот талантливый современный хореограф был открыт исполнение) русской публики совсем недавно балериной Дианой Вишневой и ее фестивалем «СвЯязанный отрывок».
Что касается этой исполнительницы, одной из ярчайших на балетном небосклоне, в таком случае она также была одной из участниц празднований в честь 25-летия проекта «Ардани». В состоявшемся в следующий день на юбилейном вечере «Звезды мирового балета в проекте Ardani 25» балете Каролин Карлсон «Отроковица в комнате» (навеянном фильмом Андрея Тарковского «Зеркало») балерина шинковала лимоны, раздавая их зрителям бери подносе и внося в проект финальную нотку счастья. За это всемирно признанная балетная человек с именем была награждена не только оглушительными аплодисментами зрительного зала, но и настоящим высоким лимонным деревом, преподнесенным балерине кем-ведь из публики.