Вести Экономика ― Кого испугала новая военная доктрина Китая?

Китай обнародовал «Белую книгу» — новую военную доктрину страны. «Мы не нападем на вас, если вы не тронете нас», — основное положение доктрины. «Белая книга» допускает возможность третьей мировой войны, Китай готовится к такому повороту событий.

По мнению Китая, третья мировая война возможна по трем причинам: из-за стремления к мировой гегемонии одной страны и проводимой этой страной политики силы, из-за увеличения пропасти между богатыми и бедными странами, а также из-за усиления борьбы за природные ресурсы.

Новая военная доктрина Китая гласит, что страна переходит к «активной обороне» и в случае необходимости Китай готов нанести «превентивные локальные удары».

Для разрешения конфликтов Китай намерен использовать дипломатические, информационные и другие «гражданские меры», пример таких конфликтов — положение на Корейском полуострове, тайваньский вопрос и вопрос о принадлежности острова Спратли. Китай обеспокоен также случаями пиратства в южных морях, происками сепаратистов в Тибете, волнениями в Уйгурском автономном округе.

Наиболее заметным пунктом доктрины является изменение роли ВМС Китая: флот перейдет от «стратегии обороны исключительно прибрежных районов» к обеспечению безопасности в прибрежных районах и открытом океане.

Китай не стремится наращивать ядерные силы, признавая технологическое отставание в этом вопросе, и намерен использовать эти силы для «тактической обороны», а не нападения первым.

Важное значение в новой военной доктрине Китая отведено «победе в локальных информационных войнах», для чего страна увеличит количество подразделений информационного обеспечения в СМИ и интернете.

Китаю также необходимо к 2020 г. компьютеризировать систему управления войсками, которые насчитывают 2,5 млн человек плюс 800 тыс. человек стратегического резерва и 1,5 млн сотрудников полиции.

Доктрина отмечает важность тесного и всестороннего сотрудничества с Россией. Впервые в истории Китая США и Япония обозначены в доктрине как страны, действия которых могут привести к созданию угроз для Китая.

Новая военная доктрина Китая — повод задуматься для США, считает китаевед, шеф-редактор информбюро «Восток-Центр» Александр Горбатов. «В чем разница стратегического подхода Запада и Востока к решению ключевых геостратегических вопросов? Это хорошо видно на примере истории России и Китая.

Запад всегда выбирал тактику блицкрига в отношении России и проигрывал: проиграл Наполеон в 1812 г., провалился план Гитлера «Барбаросса» в 1941 г., не удалось взять Россию нахрапом санкциями в 2014-15 гг.

А Восток, прежде всего Китай, никогда не вел и не ведет сиюминутных кампаний. «Мы готовы сражаться с японскими захватчиками хоть 10 тыс. лет, пока не победим» — вот лозунг Китая в годы Второй мировой войны», — отмечает Горбатов.

Китайская газета «Хуаньцю шибао» после Парада Победы 9 мая в Москве подчеркнула, что Россия и Китай стали стратегическими партнерами и это не противоречит распространенной в мире практике. При этом очевидно, что «это не военный союз, как, например, у США и Японии».

Ссылки по теме

  • Китайские компании создают рабочие места в США

Однако войны между США и Китаем ожидать не следует, полагает китаевед, замдиректора Института российско-китайского стратегического взаимодействия Андрей Девятов.

«США и Китай слишком сильно связаны экономически», — отметил Девятов.

«Рассуждения ряда экспертов и публицистов о том, что создаваемый Китаем «Азиатский банк инфраструктурных инвестиций» (АБИИ) является некой альтернативой МВФ или Всемирному банку, а также предположения о том, что АБИИ нацелен на подрыв позиций доллара США, являются иллюзией.

АБИИ — это банк инфраструктурных инвестиций ДОЛЛАРОВ США в китайский проект «Нового шелкового пути» и «Морского шелкового пути» XXI века.

Речь идет об инвестициях $4 трлн за десять лет. Капитал АБИИ основан на ДОЛЛАРАХ. Это и есть «новый валютный порядок», создаваемый Китаем и США.

Проект «Нового шелкового пути» Китай обсуждает с США с 1999 г. Суть проекта в разделе глобальных сфер влияния и создании двух мировых экономических контуров: контура китайской экономики реальной стоимости — «фабрики XXI века» и американского контура долговой экономики с последующим выводом США из кризиса за счет переоценки «фондовых пузырей».

Ссылки по теме

  • Как изменит мир Новый Шелковый путь?

Необходимо четко понимать, что Китай никогда станет рисковать накопленным трудом китайских рабочих и крестьян, а также огромными валютными резервами в ДОЛЛАРАХ США.

Поэтому Китай никогда не пойдет на обрушение доллара. По этой же причине в ДОЛЛАРАХ США создан АБИИ.

Сейчас речь идет только о том, каким длинным и широким окажется шелковый пояс Китая. Вот это и есть то, что небезызвестный Генри Киссинджер в 2013 г. назвал «новым типом отношений между великими державами» — Китаем и США. А разговоры о войне между Китаем и США — это для молодых амбициозных экспертов без базового образования. На сенсацию тянет, на серьезный подход — нет», — подчеркнул Девятов.

В марте на пресс-конференции после окончании сессии Всекитайского собрания народных представителей премьер Госсовета Китая Ли Кэцян заявил, что Китай уделяет особое внимание подготовке соглашения с США по инвестициям. «Переговоры могут занять определенное время, но они дали ясный сигнал Китая и США, всему миру, что китайско-американские торгово-экономические отношения могут быть более тесными», — подчеркнул Кэцян.

«В этих словах, которые Китай никогда не бросает на ветер, кроется ключ к пониманию взаимоотношений США и Китая», — заключил Девятов.