Концерт Юрия Наумова доказал, что наших людей попсой не испортишь

Фото: Юлия Дмитриева

Известный блюзовый музыкант из Нью-Йорка Юрий Наумов хорошо знаком многочисленным зрителям, увлекающимся образцами жанра, созданными на уровне мировых стандартов рок-н-ролла. Начав свою сольную карьеру еще в 80-е, он на пике уже серьезной своей популярности в России уехал выступать в США и остался там, увлеченный атмосферой царящего за океаном буйства музыкального разнообразия. Это были долгие годы дальнейшего самосовершенствования в общем-то и без того уже известного и высокопрофессионального исполнителя. И вот спустя пятнадцать лет Юрий вернулся в Россию, чтобы представить публике результат, который и был оценен по достоинству. Надо ли говорить о том, что фанатичные поклонники довольно, кстати, мистической музыки Юрия Наумова знали тексты его песен наизусть и подпевали своему любимцу на протяжении всего выступления. Кстати, название концерта, а его дал самый известный хит за авторством Наумова "Сказка о Карле", сегодня актуально, как никогда. В последнее время слово "Карл" стало действительно одним из самых популярных мемов Интернета, и, таким образом, песня, написанная 30 лет назад (и не потерявшая за эти годы своей популярности) вдруг оказалась символической для виртуального мира, о котором и мечтаний то не были в далеких советских восьмидесятых — тех временах, когда Юрий Наумов становился, как музыкант и писал свои первые хиты.

Кстати, особую атмосферу психоделики и мистики концертам Юрия Наумов придает его гитара — инструмент поистине уникальный, которым музыкант владеет в совершенстве. Сделана она знаменитым российским мастером Сергеем Ноздриным и выполнена на уровне гитар Страдивари (для тех, кто не в курсе, этот скрипичный гений создал за свою жизнь еще и порядка шести гитар). Этот инструмент воплощает в жизнь очень сложную и крайне необычную акустическую задачу: он настроен на квинту ниже обычного строя, при этом Юрий Наумов активно использует технику извлечения звука левой рукой простым ударом струны о лад. Чтобы добиться при этом шикарного звучания гитара обязана быть чрезвычайно отзывчивой, и при том быть инструментом с довольно продолжительной поддержкой звука. И здесь мастеру пришлось выполнять прямо противоположные задачи, ведь для того, чтобы создать инструмент с долгим звуком, необходимо, чтобы гриф был выполнен из плотного дерева, а деки оказались чуть толще обычных. А для того, чтобы гитара была очень отзывчивой, наоборот, надо изготавливать и гриф из мягкого дерева, и более тонкие деки. Если же прибегнуть к нечто среднему, получится банальный фабричный инструмент, у которого не будет ни нормального долгого звучания, ни отзывчивости, и который при настройке на квинту ниже вообще не прозвучит. Таким образом, инструмент в руках исполнителя был уникальным под стать ему самому.


Фото: Юлия Дмитриева

Но если Юрий Наумов широко знаком поклонникам рока, блюза и рок-н-ролла, и от него ожидали высокого уровня исполнения, что и было в очередной раз подтверждено, то Александр Чернорай — имя, которое публика открыла для себя сравнительно недавно. И многим, кто пришел на концерт, было удивительно, что Юрий Наумов выбрал именно этого исполнителя себе в наперсники, ведь после многих лет погружения в мировую музыкальную индустрию требования его весьма высоки. Однако по первым же песням, автором которых само собой разумеется для направления рока и блюза, является он сам, стало понятно, что Наумов в своем выборе не ошибся и сделал его с безупречным вкусом. В песнях Александра Чернорая есть все, что требует от исполнителя этот нелегкий и всепоглощающий жанр: искренность, честность, сложная музыкальная составляющая, высокое качество текстов и абсолютная душевная самоотдача при исполнении. Причем, в отличии от песен Юрия Наумова, которые для полного восприятия, требуется прослушать ни один раз, композиции за авторством Александра Чернорая цепляют сразу и остаются в памяти надолго. Такие песни, как "След ангела", "В городе моем", "Мама прости", "Обратно к свету", "Ты не такая", Наваждение", вызвали бурную реакцию публики и сорванные аплодисменты, надо признать, были весьма заслуженными. "Я счастлив стоять на одной сцене с Юрием Наумовым, — искренне признал Александр, — но еще более счастлив видеть в зале такую щедрую на эмоциональную отдачу публику, готовую услышать мою душу и сопереживать моим чувствам".

Концерт Юрия Наумова в крупном столичном зале был единственным, и музыкант пока не решил для себя, что будет делать дальше: вернется домой, в США, или, наоборот, вернется домой, в Россию. Но даже если этот эксперимент окажется разовым, остается надеяться, что его продолжатели, такие, например, как Александр Чернорай, смогут внести свой уникальный вклад в дальнейшее развитие жанра.