В Госдуме Силуанову рассказали неприятное о налогах


фото: Алексей Меринов

Спикер Сергей Нарышкин оценил «Основные направления» как «сырые» и требующие серьезных изменений. Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров был еще более жёсток: «Налоговая система не работает». Причем дело не в Федеральной налоговой службе (ФНС). Она как раз все и спасает. Главный удар пришелся по Минфину, который, как высказывались большинство выступающих, старается лишь любыми способами наполнить бюджет, а стимулирует экономику лишь на словах. В результате фискальный гнет в нашей стране – один из самых тяжелых в мире.

«Налоги высоковаты», – признал вчера в Госдуме министр финансов Антон Силуанов. И даже поделился собственным сравнительным анализом. В России налоговая нагрузка достигает 36% ВВП. По оценке главы ведомства, это не так уж и страшно – в странах Евросоюза и США налоги выше. При этом он все же признал, что в странах, которые являются фактически нашими злейшими конкурентами в области привлечения инвестиций, то есть в БРИКС и СНГ, фискальная нагрузка значительно ниже – на 22%.

Впрочем, со всеми приведенными министром финансов цифрами можно спорить. Как подчеркивают многие эксперты, при учете страховых платежей реальная фискальная нагрузка в России превышает все 40% ВВП. А уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов подчеркнул вчера, что наш налоговый пресс тяжелее, например, казахстанского, почти на треть. А ведь мы – таможенные союзники, между нами границы фактически нет. В итоге все больше российских предпринимателей, даже в сфере ЖКХ, переезжают в Казахстан. Тем, кому слишком далеко, просто уходят в «тень». По данным Минтруда, 22 млн экономически активного населения не имеет никаких связей с государством.

Однако не все так просто. Силуанов вполне справедливо привлек внимание к тому, что в нашей стране социальные и оборонные обязательства намного выше, чем в странах БРИКС и Евразийского союза. Так, мы на свои армию и ОПК тратим, по данным Минфина, 4% ВВП (кстати, по расчетам Стокгольмского института исследований проблем мира, для надежной обороны в мирных условиях вполне достаточно и 3% ВВП). А Китай – 2%, Казахстан – 1%. Социальные расходы в России достигают 16% ВВП, в странах БРИКС – 10%. Например, в Китае пенсии платят ( и то не так давно) только в городах. Но большинство населения продолжают жить в деревне.

Поэтому, по словам Силуанова, надо выбирать – либо относительно высокие налоги, либо их уменьшение, но только при условии существенного сокращения расходов. «Размер налогов – это часть общественного договора», – подытожил глава Минфина.

Эту позицию поддержал замдиректора по научной работе Института экономичекой политики им. Гайдара Сергей Дробышевский. И как будто показал «красную» тряпку.

Критиковали Силуанова и Дробышевского все кому не лень. Представители крестьянства жаловались на то, что если 20 лет назад достаточно было 2 бумаги и «двух девочек из налоговой», чтобы отчитаться перед бюджетом за один день, то сейчас только по НДС надо заполнить 129 страниц и неделями обивать пороги многочисленной налоговой инспекции. Налоговая система, по их мнению, очень сложная и для них абсолютно непонятная.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов предупредил, что в этом году большая часть бизнеса работает себе в убыток и, конечно, в основном, в этом виноват нестабильный рубль, но и жалобы на слишком высокие налоги занимают 4-е место в ряде неблагоприятных для предпринимательства барьеров.

Впрочем, бизнес-сообщество в Госдуме не требовало ничего неосуществимого. Глава ОПОРы России Александр Калинин попросил немногого: потолка в 1,5% ставки кадастровой оценки имущества юридических лиц (сейчас 2%). А главное начать обсуждать уменьшение НДС с нынешних 18% до 12%. Кстати, еще в 2005-ом тогдашний премьер Михаил Фрадков уже предлагал 13%. Но Алексей Кудрин эту инициативу грамотно утопил.

И, наконец, Андрей Макаров огласил приговор: современная налоговая система неконкурентоспособна, фискальная нагрузка чрезмерна. И надо срочно её облегчать. Иначе никакого роста ВВП не дождаться.