Умирающий Чехов встретится с героями своих пьес


фото: ru.wikipedia.org

«Радуга» позиционирует себя как фестиваль, нацеленный на поиск Нового театра для Нового зрителя, разговор с молодежной аудиторией. Его спектакли идут на четырех площадках: Большой и Малой сценах ТЮЗа им. А.А. Брянцева, Новой сцене Александринского театра, в Молодежном театре на Фонтанке и БТК. В афише — восемь спектаклей российских театров и и восемь зарубежных. Открылась «Радуга» спектаклем «Не забывай меня» французской Компании Филиппа Жанти. Показ прошел в рамках турне, организованного Чеховским муждународным фестивалем. Особый интерес вызвал «Юлий Цезарь» Вильнюсского городского театра – первая постановка шекспировской пьесы на литовской сцене. Режиссером стал ученик Римаса Туминаса – Артурас Арейма. Под его прицел попали политики, занимающиеся имитацией деятельности. Шекспир прозвучал свежо и современно. Уже сыграли два спектакля театра «Коноситаями» из японского города Киото – «Бумажный шар» по произведению японского писателя Кунио Кисида и чеховского «Медведя». В фойе организовали выставки «Икебана», «Оригами», «Кимоно», провели чайную церемонию. В тот же день продемонстрировали и современные технологии в моноспектакле «P.S.» («Стихи Серебряного века») по стихам финского поэта Пентти Саарится и его переводам Ахматовой, Евтушенко, Берггольц и Тарковского в исполнении финского Unbroken Snow Theatre (Teatteri Umpihanki). Прошел спектакль Руслана Кудашова и Павла Григорьева «ВЫСОЦКИЙ. Requiem» – вторая часть трилогии Мастерской Руслана Кудашова, посвященной русским поэтам XX века. В 2011 году там состоялась премьера «Башлачёв. Человек поющий», в планах – 3-я часть «Бродский».

1 июня театр «Славия» из Белграда представил «Карамазовых» по Достоевскому. А вечером покажут «Школу для дураков» по одноименному произведению Саши Соколова. Это результат поисков творческой лаборатории молодых режиссеров «Разговор на равных», проходившей в Пермском ТЮЗе в рамках международного проекта «Открытые двери» РАМТа. Поставил спектакль петербургский режиссер Максим Соколов.

2 июня зритель увидит нашумевшую постановку новосибирского театра «Старый дом» «Элементарные частицы» по пьесе Вячеслава Дурненкова, основанной на мифологии и истории Академгородка Новосибирска, архивных документах, интервью, взятых у его известных жителей. Поставил спектакль Семен Александровский. В тот же день покажут спектакль Челябинского Молодежного театра «Чеховъ la machine». Это первая в России постановка пьесы французского драматурга и прозаика Матея Вишнека. Умирающий Антон Чехов встретится с героями своих пьес. У них, как выяснится, накопилось к нему немало вопросов и претензии.

В фестивале участвуют работы не только известных театров и режиссеров, но и тех, кто только начинает, студентов театральных ВУЗов. В этом году «Радуга» представляет спектакль Мастерской Виктора Рыжакова Школы-студии МХАТ «Несовременный концерт». Это попытка зафиксировать уходящее время, взгляд молодых на поколение своих родителей.

Из Шанхая на «Радугу» привезли «Солнечный свет» – спектакль о государственной китайской общине «Дом Солнца», сотрудники которой помогают людям с отклонениями в умственном развитии. Социальную линию продолжит Центр детского творчества Китайского института благополучия.

В последний день фестиваля, 4 июня, сыграют спектакль «Мемория» Северной Театральной лаборатории «Один Театр» из Дании. Он рассказывает о детях Моше и Стелле и посвящается писателям Примо Леви и Жану Амери, выжившим в Освенциме, а много лет спустя покончившим с собой. Реальные истории Моше и Стелле почерпнуты из книг Яффы Элиах «Бог здесь больше не живет. Хасидские истории эпохи Катастрофы» и «Фуги смерти» Пауля Целана.

Финальную точку в программе XVI Международного фестиваля «Радуга» поставит премьера ТЮЗа им. А.А. Брянцева – «Вино из одуванчиков, или Замри» Адольфа Шапиро, в которой заняты мэтры и студенты-третьекурсники.

Помимо спектаклей на «Радуге» проходят мастер-классы. Режиссер, актер и педагог Алексей Левинский познакомит с «Биомеханикой Мейерхольда». При жизни Мейерхольда в школе его театра биомеханику преподавал Николай Кустов. В 70-е годы прошлого столетия по приглашению Валентина Плучека он обучал уникальному тренингу группу молодых актеров Театра сатиры, в числе которых был и Алексей Левинский. В рамках фестиваля запланирована презентации современной финской драматургии, семинарар бессменного директора по культуре города Авиньон, стоявшего у истоков многих театральных проектов Жака Монтеньяка – «Современная французская драматургия» и «Всё об Авиньонском фестивале». На последний день запланирована конференция «Новый театр – новому поколению зрителей» с участием режиссеров, актеров, театральных педагогов, театральных критиков Москвы и Петербурга. Ведущие конференции – режиссер, народный артист Латвии, художественный руководитель проектов ТЮЗа им. А.А. Брянцева Адольф Шапиро и профессор СПБГАТИ, театральный критик, член Исполкома Международной ассоциации театральных критиков Николай Песочинский. Конференция посвящена проблемам и перспективам развития современного театра для молодых.