Вести Экономика ― Блаттер ушел: сколько потеряет ФИФА?

Итак, Йозеф Блаттер все же ушел. Коррупционным скандалом, который предшествовал его отставке после победы на выборах, озабочены многие компании, а они приносят ФИФА большие деньги.

29 мая Блаттер был переизбран на пост президента, но международная неприязнь, по всей видимости, оказалась для него невыносимой. На наспех созванной пресс-конференции во вторник (из-за чего в зале было всего с десяток журналистов) 79-летний швейцарец объявил о добровольном уходе в отставку.

Председатель Футбольной ассоциации Англии Грег Дайк предсказывал, что Блаттер не продержится и двух лет после своего переизбрания. Как оказалось, не продержался и недели.

Кто заменит Зеппа Блаттера?

Мишель Платини

Он останется на своем посту, до тех пор пока не будет избран его приемник. Это должно произойти на внеочередном конгрессе, сроки проведения которого должен определить исполнительный комитет ФИФА. Скорее всего, он состоится в период с декабря 2015 г. по март 2016 г. Этого времени будет достаточно, для того чтобы все потенциальные кандидаты объявили о своем участии, рассказали о своей программе и провели предвыборную кампанию.

Глава Европейской ассоциации футбола УЕФА Мишель Платини, который возглавлял оппозицию против переизбрания Блаттера внутри футбольного мира, скорее всего, станет одним из основных претендентов на его место, даже несмотря на то, что он поддерживал Катар в качестве места проведения чемпионата мира по футболу в 2022 г., а это решение многие называют одним из самых спорных решений ФИФА в последние годы.

Принц Иордании Али бин Аль-Хусейн, который был соперником Блаттера на выборах на прошлой неделе, и бывший португальский футболист Луис Фиго входят в число других возможных кандидатов, отмечает британский журнал The Economist.

В своем коротком выступлении Блаттер заявил о «глубоких размышлениях о своем президентстве» и что, имея мандат от членов ФИФА, он не чувствует наличие мандата от всего футбольного мира. Затем он добавил, что в ближайшие месяцы ему «нужно сфокусироваться на том, чтобы провести фундаментальные реформы, которые будут отражать наши предыдущие усилия».

Блаттер озвучил несколько идей по поводу «глубоких структурных изменений»: уменьшение размера исполнительного комитета, избрание его членов на конгрессе ФИФА и прохождение «проверки на честность» для всех членов комитета в ФИФА, а не в региональных конфедерациях. Он также хотел бы ввести ограничение срока полномочий как для членов комитета, так и для президента.

Может ли ФИФА потерять своих спонсоров?

Основные партнеры ФИФА

Теперь главным вопросом будут действия основных спонсоров ФИФА. В число партнеров ФИФА входят компании, которые поддерживают футбольную организацию путем долгосрочных контрактов, такие как Adidas, Coca-Cola, Visa, «Газпром» и Hyundai/Kia Motors. Они имеют право использовать официальные символы FIFA в своих рекламных кампаниях, внутри и за пределами стадионов, что предохраняет от паразитического маркетинга.

Каждый из шести основных спонсоров приносит ФИФА около $30 млн в год.

Есть спонсоры второго эшелона, такие как, например, Budweiser и McDonald’s, которые платят за то, чтобы быть вовлеченными в кампанию проведения Кубка мира. Помимо этих корпораций есть компании, которые заключают соглашения с национальными ассоциациями футбола. Nike, например, платит за то, чтобы сборная Бразилия носила их футболки.

В конце мая, на фоне коррупционного скандала, стало известно, что Adidas, Coca-Cola, Budweiser и McDonald’s заняли выжидательную позицию по дальнейшим контрактам с ФИФА, а Visa подвергла руководство организации жесткой критики. В принципе, это может привести к тому, что компании откажутся от новых договоров. Так поступили Emirates Airlines, Sony, Castrol, Continental Tire и Johnson & Johnson в прошлом году, и причиной для этого стали именно подозрения в коррупции.

Самым прибыльным мероприятием в рамках ФИФА является Кубок мира (чемпионат мира), по объему собранных денег он превосходит даже Олимпийские игры.

Отборочные туры и финальный турнир чемпионата в 2014 г. принесли $4,8 млрд за четыре года. Учитывая расходы, прибыль ФИФА составила более $2 млрд

Этот объем выручки можно разделить на пять основных источников:

  • Телевизионные права на Кубке мира 2014 года принесли $2,4 млрд
  • Маркетинговые права на Кубке мира 2014 года принесли $1,6 млрд
  • Продажи билетов на Кубок мира 2014 года принесли $527 млн
  • Права на ведение бизнеса в рамках Кубка мира 2014 года принесли $184 млн
  • Лицензионные права на Кубке мира 2014 года принесли $107 млн

Обычно ФИФА повторно инвестирует большую часть своих доходов, но также часть средств отправляет на создание денежного резерва, который необходим в качестве страховки для покрытия убытков из-за возможной отмены Кубка мира.

Размер резервов сильно вырос в последние годы. В 2005 г. он составлял всего $350 млн, а в прошлом году показатель достиг $1,5 млрд.

Суммы контрактов огромные, но эти контракты приносят самим компаниям неплохую прибыль. Очевидно, что дальнейшее поведение спонсоров организации во многом будет определяться прагматичными соображениями. Фраза «Деньги не пахнут» (Pecunia non olet), приписываемая римскому императору Веспасиану, по-прежнему не утратила своей актуальности. Крупный бизнес всегда будет искать возможность заработать, несмотря на возможные репутационные риски.

Если от партнерства откажется Visa, то ее место займет MasterCard, у которой есть огромный опыт сотрудничества с самым статусным клубным соревнованием в мировом футболе – УЕФА.

Ключевой конкурент Coca-Cola – компания Pepsi — активно расширяет свою деятельность на рынке спортивной рекламы, отбирая отдельные площадки у Coca-Cola. Вряд ли можно себе представить, что компания добровольно откажется от такой масштабной рекламной площадки.

ФИФА без проблем найдет других спонсоров практически в любое время и в любой ситуации, и они с охотой сменят своих конкурентов на данном «посту» и получат доступ к миллиардной аудитории. То есть новый глава или очередной скандал никак не повлияют на способность ФИФА генерировать деньги. Единственной угрозой может стать потеря влияния, но об этом пока рано говорить.