Новый роман маститого писателя Эдуарда Тополя посвящен событиям на Украине


фото: Наталья Мущинкина

Как же он быстро сочиняет! Вот совсем недавно еще, казалось, сбили малайзийский «Боинг» (кто?), а у Тополя он уже есть. И Новороссия есть (которой теперь уже нет). Да, война на Украине, плавно переходящая в Москву-1968, отсюда вверх и наискосок в 2024-й, 2034-й… Тополь путешествует во времени и пространстве и нас с собой забирает.

Это правильный выбор, всегда же хочется узнать: что было, что будет, чем сердце успокоится? Он конъюнктурщик, как говорил тот еще писатель-полотер из фильма «Я шагаю по Москве»? Нет, не думаю, его действительно волнует сегодняшняя политика.

Ход безупречный. Газеты, телевизионные новости, которые так глотает страна. Без остановки, практически не проверяя. Писатель здесь не ставит оценок, он, казалось бы, не защищает ни одну из сторон. Просто наблюдает.

Как ни странно, места украинской войны читаются запойно, легко даже. Легко не в смысле поверхностного сопереживания, а с позиции мастерского исполнения. И перепады, пересадки во времени тоже весьма хороши. Когда-то, за несколько лет до распада СССР, Александр Кабаков написал своего «Невозвращенца», а когда это чуть ли не абсолютно сбылось, все выдохнули: вот провидец! Что там провидит Тополь? Технический прогресс, безусловно. Одна телепортация во времени чего стоит. Но плох тот фантаст, который не опишет будущее именно таким образом. С Украиной война будет долгой, и через десять лет она будет все идти, идти… Мы пойдем на Киев, а партизанские укроотряды будут сопротивляться как ненормальные…

Но это все о том, чего мы не знаем, футурум, фатум… Речь в данном случае о литературе, не о жизни. А вот тут отклонение, и не в лучшую сторону. Рассказы о людях (хороших людях!) на нарах в тюрьме в 2014-м. Откуда они, зачем, каким ветром их занесло в канву романа? И в госпитале уже на Украине в 2024-м байки о женщинах. Вдруг! Ни с того ни с сего. Без начала и конца, без какой-либо связи с основным сюжетом. Поездка лирического героя в Америку для собирания материала документального фильма, и опять байки, байки, байки… На этот раз о жизнеобитании кинематографического дома отдыха «Болшево» и о похождении бравых мосфильмовских работников 60-х. Опять не в тему, не в десятку. Тогда зачем?

Личные воспоминания, пускай довольно интересные. Комплиментарность по отношению к ныне живущим «корифеям» кино и литературы. Непридуманные истории… Только сюжет от этого лишь просаживается, отстраняется. А жаль! Ведь писал мастер, а отдельные части изображены просто блестяще. Но не все. И в этом минусы хорошей, но неровной новой книги Эдуарда Тополя.