Набиуллина объяснила Госдуме, почему ЦБ хранит деньги в долларах


фото: Наталия Губернаторова

Эльвира Набиуллина выступила с отчетом ЦБ за 2014 год перед Госдумой уже не первый раз. Ровно неделю назад она держала речь перед тремя комитетами парламента: по бюджету и налогам, экономической политике и финансовым рынкам.

Председатель первого комитета — Андрей Макаров — вчера, 16 июня, подчеркнул, что такое подробное и широкое обсуждение проблемы произошло впервые и этот опыт необходимо тиражировать. Кстати, хотя Госдума и никогда не выставляет прямых оценок отчетам ЦБ, в этом году Андрей Макаров поставил Банку России «отлично» прежде всего за три достижения: укрепление рубля (с февраля — на 25% по отношению к доллару), снижение темпов инфляции (с 16,9% до 15,6% среднегодовых) и финансовую интеграцию Крыма.

Подробности о последнем отчете ЦБ, в котором Банк России рассказывал, что будет делать с рублем и как поступать в случае роста цен, «МК» сообщал неделю назад.

Сейчас дискуссия между Набиуллиной и депутатами продолжилась. Но несколько в другом русле. Ряд депутатов потребовали от ЦБ стать аналогом Федеральной резервной системы США. Причем, выполнять сразу две основные функции ФРС: обеспечивать реальный сектор сверхдоступными деньгами (справка «МК»: в США действует ставка в 0-0,25%) и своей головой отвечать за темпы ВВП и количество безработных.

Это мнение понять легко — в этом году только в I квартале российский ВВП упал на 1,9%, а в апреле — уже на 4%. Промышленность вообще рухнула на 7,2%. Даже по самым оптимистичным прогнозам ЦБ, по итогам года ВВП упадет на 3,2%. Западные аналитики, а также бывший министр финансов России Алексей Кудрин, считают, что на все 4%.

Главная причина обрушения обрушения ВВП, как подчеркивают многие депутаты, слишком дорогие кредиты, что обуславливает ключевая ставка ЦБ. Сейчас это 11,5%, а совсем недавно (до начала февраля) было — 17%.

Как ответила Набиуллина, средствами одной кредитно-денежной политики обеспечить рост экономики невозможно. И постоянная игра с ключевой ставкой не поможет.

Дело в том, что главной преградой является сырьевая модель экономики, напрямую зависимая от мировых цен на нефть. При таких условиях, сколько не вкладывай в не сырьевой сектор, все равно обеспечишь рост инфляции, а значит — рост кредитных ставок, отсутствие деловой активности и, наконец, снижение реальной заработной платы.

Кстати, отвечая на вопрос одного из депутатов о переводе всех наших золотовалютных резервов в России (по его данным, мы храним $66,5 млрд в ценных бумагах США), Набиуллина разъяснила: ЦБ хранит свои деньги (помимо золота) в международных резервных валютах, прежде всего, в долларах США и евро. Если их перевести их в российские рубли, то они перестанут быть золотовалютным резервом и не будут способны помочь стране при новом кризисе.