Realpolitik против «Путин-праймериз»

Фото: weforum.org

По имеющимся данным, брюссельский официоз не обсуждал вопрос об ужесточении санкций — речь идет лишь о продлении имеющихся. Если в дополнение к этому вспомнить, что вопрос о продлении санкций был в повестке дня еще мартовского саммита Евросоюза, становится понятно, что ЕС не спешит жестко действовать в отношении России.

На страницах влиятельного журнала Foreign Policy бывшая чиновница госдепартамента США Сюзан Носсел пишет об ограниченной эффективности санкций. Она считает нереалистичной вашингтонскую целеустановку — изолировать Россию на международной арене: «Китай, Индия, Бразилия, ЮАР и другие незападные нации никогда всерьез не рассматривали действия заодно с Вашингтоном и Брюсселем». А в плане экономического давления, пишет г-жа Носсел, санкции, хотя и оказывают определенный негативный эффект на Россию, но далеко не в желаемых масштабах: «В недавнем прогнозе Всемирного банка говорится о признаках выздоровления российской экономики».

Для мировой же экономики, пишет автор статьи, попытки изолировать такую крупную страну, как Россия, могут иметь гораздо худшие последствия, чем санкции против Северной Кореи, или Бирмы до 2011 года, или Родезии в 80-е. В сегодняшнем взаимозависимом мире только самые мощные державы типа США и Германии могут позволить себе роскошь не задумываться о последствиях для себя санкций, вводимых против России.

Вот почему мы видим на Санкт-Петербургском экономическом форуме руководителей крупнейших западных компаний, которые запрашивают и получают согласие своих правительств на осуществление проектов в России, невзирая на санкции.

Америка — другая история. Правительство США занимает более жесткую позицию в отношении России, чем ЕС, и более строго ограничивает участие своего бизнеса в российских проектах (хотя крупные американские компании тоже представлены в Санкт-Петербурге). В Штатах началась предвыборная кампания, и кандидаты-республиканцы, претендующие на Белый дом, соревнуются в «антипутинизме»: консервативный радиоведущий Хью Хьюитт назвал это «Путин-праймериз». Но есть хорошее немецкое слово Realpolitik, которое было заимствовано и в английский язык. Realpolitik — это посильнее, чем праймериз.

Впрочем, руководствоваться Realpolitik нужно не только американцам. Российская власть должна понимать, что никакие форумы не заменят реформы. И что немногие рисковые инвесторы (в основном из топливно-сырьевой сферы) не могут уравновесить отсутствие стабильного притока в Россию иностранных инвестиций, без которых невозможно движение страны вперед.

Нью-Йорк.