Миллер: долг российских потребителей за газ вырос на треть

Фото : gazprom.ru

Это свидетельствует о нарастающем кризисе и росте неплатежеспособности регионов, но прощать долги никто не собирается. «Газпром» не благотворительная организация!» — в сердцах воскликнул Дмитрий Медведев, припомнив, что в прошлом году монополия и так не поднимала тарифы.

Поездку в Карелию премьер начал с посещения предприятия, на которое редко отваживаются приглашать первых лиц государства — с текущей крышей, плесенью на стенах и ржавой арматурой, лежащей прямо посередине пустынного цеха. Два с половиной года Онежский судостроительный-судоремотный завод (ОССЗ) находился на стадии банкротства, пока несколько месяцев назад в добровольно-принудительном порядке не достался ФГУП «Росморпорт». «Мы не хотели сейчас никому его показывать, — честно признались представители компании. — Но нам сказали, что приедут высокие гости из Москвы. Пришлось открывать двери».

Почему карельское предприятие, с 1944 года занимавшееся ремонтом судов, в 2012-м оказалось на грани краха, здесь рассказывать не хотят. «Это длинная и неправильная история. Чтобы вдаваться в подробности, времени нет», — директор Владимир Майзус явно нервничал. Перед приездом Медведева ему пришлось провести несколько бессонных ночей, чтобы привести завод в более-менее приличный вид: на облезлой цеховой стене появилась растяжка «Возродим славные традиции российского судостроения». Кроме того, на территории, по словам рабочих, оборудовали цивилизованный туалет.

По словам начальников Росморпорта, возрождение судоремонтного завода в Петрозаводске не является профильной задачей ФГУПа, специализирующегося на эксплуатации морских портов. Но они люди подневольные: сказали вложить 150 млн руб., они вложили. Теперь надеются, что завод быстро обрастет коммерческими заказами. А еще лучше попадет в какую-нибудь госпрограмму, предусматривающую загрузку мощностей предприятия. В частности, здесь можно выпускать катера, лоцманские суда и шаланды для перевозки антисанкционной кефали, если таковая, конечно, появится. «Нам нужны суда всех этих классов, — действительно обнадежил рабочих Медведев. — Будем стараться замещать иностранные суда, которые раньше за большие деньги закупались за границей, а вы нам в этом должны помочь»…

Впрочем, главной целью визита премьера в Петрозаводск были не суда, а газ. Республика находится в числе отстающих как по уровню газификации, так и по количеству накопленных долгов. Природным газом здесь обеспечено только 4,8% населенных пунктов, тогда как среднероссийский показатель составляет 65,4% (не говоря уже о соседней Финляндии). В присутствии Медведева случилось событие, которого в Карелии ждали три года: после команды «поджечь факел» «голубое топливо» пошло в Олонецкий район. «О! Вроде горит! Все в порядке!» — удовлетворенно кивнул премьер.

По словам Алексея Миллера, с 2005 года в рамках газификации страны (ну стыдно же, когда народ, победивший в войне, до сих пор сидит при лучине) было построено 1802 локальных газопровода протяженностью 25 тыс. километров.

Однако используется эта инфраструктура меньше чем на 30%. Могли бы поставлять 33,4 млрд кубов, а поставляют только 9 млрд. Причина — неготовность регионов довести газ до конкретных потребителей: уличные сети, которые должны были финансироваться за счет местных бюджетов, не построены, котельные не оборудованы…

«Умертвленный капитал» — так назвал Миллер 242 млрд руб., вложенных в газификацию РФ. Он отметил, что со своими обязательствами перед населением и монополией справились только 15 субъектов Федерации. А самые большие проблемы помимо Карелии у Адыгеи, Дагестана, Карачаево-Черкесии, Осетии и почему-то Московской области. Отстающие, по словам Миллера, рискуют и дальше сидеть без газа. Темпы строительства сетей и объем накопленных долгов будут решающими критериями при распределении инвестиций газовой монополии в 2016–2020 годах.

Между тем пользователи соцсетей тиражируют видео с кортежем из 25 машин, с которым премьер приехал в Петрозаводск.