Российский бизнес «подал признаки жизни» впервые за два года

Признаки жизни

Эксперты Высшей школы экономики делают вывод о прекращении понижательного тренда на основании анализа показателей деловой активности более 20 тыс. компаний и потребительских ожиданий 5 тыс. граждан.

Рассчитанный ими индекс экономического настроения впервые после восьми кварталов непрерывного снижения показал рост по итогам второго квартала 2015 года. Вместе с тем этот показатель пока остается в «красной» зоне на отметке 86,5, что сильно ниже среднего долгосрочного уровня 100 пунктов.

Индекс «впервые за последние два года подал признаки жизни», радуется директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. По его словам, можно «с большой долей осторожности» предположить, что во втором квартале экономика достигла дна, и, скорее всего, в дальнейшем мы будем наблюдать более позитивные стабилизационные процессы.

Точно так же бизнес и потребители вели себя в прошлый кризис, в 2008–2009 годы. Во втором квартале 2009 года они начали давать первые позитивные сигналы. «В результате в конце 2009 года экономика перешла в зону расширения. Исходя из текущих итогов опроса, подобный сценарий возможен и в 2015 году», — говорится в исследовании НИУ ВШЭ.

Правда, выход из нынешнего кризиса будет не столь быстрым, как шесть лет назад. До конца года будет происходить только «замедление снижения», а в 2016 году начнется «небольшой фоновый рост». Мешать будут геополитические риски и то, что российский экономический цикл находится в противофазе с динамикой стран G20: когда в России начнется рост, в других экономиках ожидается сжатие.

Летнее настроение

Проблема заключается еще и в том, что драйверами улучшения экономических настроений пока являются только его «потребительские» составляющие — настроения предпринимателей в розничной торговле, причем только в сегменте торговли продовольствием, и в сфере услуг и относительно улучшившиеся потребительские оценки домашних хозяйств.

Так, после полугодового нахождения в критической околонулевой зоне во втором квартале возобновился рост индекса предпринимательской уверенности в розничной торговле (на 3 п.п., до плюс 4%). Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг вырос за квартал аж на 11 п.п., но не смог выйти за пределы зоны отрицательных значений (минус 1%).

Улучшение потребительских настроений фиксируют и социологи из Nielsen. Их опрос, проходивший с 11 по 29 мая, показал, что большинство (68%) российских потребителей во втором квартале стали увереннее в перспективах рынка труда и считают, что сейчас благоприятный момент для совершения покупок. Правда, они продолжают жить в «режиме экономии» и выходить из него в краткосрочной перспективе не собираются.

Надежда на промышленность

Другие сектора экономики пока не показывают явных признаков восстановления. «Промышленные» и «строительные» компоненты индекса экономических настроений ВШЭ сохранили негативную динамику. Остапкович видит позитив уже в том, что строители по крайней мере не ухудшили своего положения.

Похожие выводы у экспертов Института Гайдара и РАНХиГС. Индекс промышленного оптимизма ИЭП в июне снизился. «Реальный сектор находится под давлением накопленных в первые месяцы года масштабов сжатия», — говорится в июльском оперативном мониторинге экономической ситуации в России.

Но именно промышленности в Высшей школе экономики прочат стать локомотивом выхода из рецессии. Отраслевой порядок выхода из кризиса, по мнению Остапковича, будет таким. В третьем квартале все отрасли, кроме строительства, начнут «технически, без лишних эмоций закреплять относительно позитивные настроения», но без «серьезных статистических успехов», в четвертом квартале многие предприниматели начнут наращивать производство.

Затем первой начнет выходить из кризиса промышленность, за ней по мере замедления падения реальных доходов населения — сфера услуг и торговля, перечисляет Остапкович. Лишь строительство, скорее всего, в этом году еще «ждет стресс-тест в виде банкротств некоторых малых подрядных организаций, различных слияний и разлияний фирм», а также возможное падения цен, особенно в сегменте жилищного строительства.