Налоговики выиграли знаковый спор у иностранной юридической компании

​В прошлый четверг Арбитражный суд Московского округа огласил резолютивную часть решения по делу Freshfields Bruckhaus Deringer (FBD) против межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 47. Суд третьей инстанции отклонил кассационную жалобу юридической фирмы, оставив решения нижестоящих судов без изменения.

Поводами к разбирательству послужили доначисление налога на прибыль, пени и штраф на 95 млн руб. по итогам выездной проверки за 2009–2011 годы. Российское представительство транснациональной юркомпании включало в свои декларации расходы головной компании — например, оплачивало работу сотрудников, которые в период проверки находились вне России, учитывались расходы головного офиса на связь, литературу, командировки и канцтовары. Инспекция посчитала, что таким образом российский офис FBD мог занижать налогооблагаемую базу, поскольку не все расходы были оформлены должным образом.

Многие компании, имеющие обособленные подразделения в России, зачастую производят расчеты за головной офис, снижая тем самым налогооблагаемую базу, отмечает руководитель международно-правовой практики коллегии адвокатов «Чаадаев, Хейфец и партнеры» Анастасия Асташкевич. Схема пользовалась у иностранных компаний большой популярностью, в том числе и у крупных холдингов, подтверждает бывший сотрудник 47-й налоговой инспекции по Москве (обслуживает иностранные компании). По его словам, до 90% иностранных компаний «нивелировали заработанную в России прибыль».

По этой схеме в основном работают юридические компании, реже аудиторы, отмечает партнер налоговой практики Goltsblat BLP Евгений Тимофеев. У налоговых органов к ней традиционно много претензий, но судебная практика до сих пор была крайне неоднородной, отмечает старший юрист международной юрфирмы Herbert Smith Freehills Сергей Еремин. Но теперь все будет по-другому, считает источник в ФНС. По его словам, это решение станет переломным в существующей судебной практике.

Раньше суды позволяли российским представительствам учитывать любые зарубежные расходы головного офиса. Главное — чтобы между ними было заключено соответствующее соглашение, отмечает он. «Этим пользовались консультанты, в том числе Freshfields, а также рекомендовали схему своим клиентам — иностранным компаниям. Все, что требовалось, — составить письмо от руководителя головного офиса о понесенных расходах», — поясняет собеседник РБК. Суд отказал налогоплательщику в учете расходов без их документального подтверждения в соответствии с российским законом. Это могут быть счета-фактуры либо документы от контрагента, поясняет сотрудник ФНС.

Юристы опасаются, что налоговая станет широко применять новое толкование. Раньше суды практически не анализировали расходы обособленных подразделений, но в этом году число дел в этой сфере выросло, констатирует Асташкевич. По ее словам, под прицелом налоговой могут оказаться не только обособленные подразделения юридических фирм, но и дистрибьютеры продовольственных товаров, косметики, представительства интернет-ретейлеров и другие. «Подобная практика может отпугнуть компании с небольшими оборотами от того, чтобы открывать бизнес в России», — считает она.

Практика буд​ет расширяться, прогнозирует источник РБК в ФНС. Представитель ФНС не ответил на запрос РБК, представитель Freshfields отказался от комментария.