Штрафы за нарушения ПДД с банковских счетов водителей будут списывать по новой технологии

ad1a01244dafd9d1ef9dacb335ceaaba


фото: Наталия Губернаторова

Два года назад Дмитрий Медведев дал указания Минкомсвязи, Минпромторгу, Минфину и МВД подготовить предложения о разработке государственных регистрационных знаков с микрочипами и технологией их радиочастотной идентификации. К этому шагу премьер-министра побудил не столь эффективный, как ему хотелось бы, объем денежных средств, поступающих в казну за дорожные прегрешения моторизированных россиян. По его словам, автоматические средства фото- и видеофиксации нарушений ПДД далеко не всегда работают корректно и довольно быстро выходят из строя. Более того, для защиты от них водители довольно быстро смогли найти ряд незаконных решений: заклеивают номера машин отражающей пленкой, оборудуют их магнитными крепежами, делая невидимыми для «спидганов», да и банально пачкают «жестянки» грязью. С учетом того, что максимальный штраф за нечитаемый номер (и то, если нарушителя поймают лично сотрудники ДПС) составляет 5000 рублей, а за грязный — всего 500 рублей, автовладельцы по-прежнему не прочь прибегать к подобным ухищрениям. Теперь этому должен прийти конец.

В начале года в Казани, на родине пресловутой «Автодории» (этот комплекс не подает никаких сигналов, а молчком фиксирует время, за которое вы проехали контролируемый участок, и таким образом определяет среднюю скорость машины), тысячу городских автобусов в порядке эксперимента оснастили специальными RFID-метками. Каждый из них получил сразу по три чипа — в верхней части лобового стекла, в переднем и заднем номерных знаках. По результатам пилотного проекта идентифицировать транспортные средства с RFID-метками получается в 97,4% случаев. А недавние показательные испытания на полигоне МАДИ смогли продемонстрировать безупречный эффект от применения радиометок. Речь о специальных микрочипах-диэлектриках, интегрированных в регистрационные знаки автомобилей, которые передают информацию не привычным светоимпульсным оптическим способом, а при помощи радиочастот. Причем комплекс, фиксирующий приближение автомобиля, способен получить данные не только о скорости, с которой он едет в настоящий момент, но и о средней скорости движения на участке между двумя такими модулями. Разумеется, система идентифицирует марку, модель, государственный знак авто и сведения о собственнике. Иными словами, не важно, скрыт ли номер или обляпан грязью, — вы уже на крючке.

Безусловно, идея хорошая. С ее помощью есть шанс не только снизить уровень нарушений ПДД, но и минимизировать число угонов, да и кражи самих регистрационных знаков. Впрочем, хитрецы все равно найдут способы обмануть закон, поэтому появление соответствующих «глушилок» не за горами. Хуже другое — «обязаловку» по установке таких номеров хотят навязать автовладельцам за их же собственные деньги. Либо заставят пойти и оплатить «услугу» целенаправленно, либо будут брать по умолчанию, как коммунальные платежи и транспортный налог. Представьте, о каких суммах идет речь, если автопарк страны сегодня насчитывает более 40 млн одних только легковых машин. Что еще любопытно: ресурс активных меток не бесконечен. Ладно если их привяжут к бортовой сети, а если речь идет о встроенных аккумуляторах? Будем менять их раз в квартал со всеми отсюда вытекающими? А откуда брать деньги на установку самих систем? По оценкам экспертов, монтаж радиочастотной антенны только на одну дорожную полосу обойдется как минимум в 1 000 000 рублей. Мало нам Олимпиады, Крыма и грядущего ЧМ по футболу — готовьтесь затянуть поясок еще туже.

Но это не единственный фактор, о котором стоит переживать. Авторы проекта предложили привязать радиометки каждого авто к электронным кошелькам их владельцев и списывать с них деньги автоматически! Поймал, скажем, вас прибор за скорость, обочину или выезд за стоп-линию — со счета тут же будет снята необходимая сумма. Аналогичным образом планируется взимать плату и за парковку. А если у меня нет виртуальных денег, баланс опустится в минус? Да и в некоторых регионах России у людей до сих пор трудности с Интернетом. А как быть в случае, если сервер банально зависнет? Платить потом вместо 100 рублей 2500 (как это нередко происходит с теми же паркоматами, когда приходит штраф за якобы неоплаченную стоянку или «благодаря» «глюкам» средства списываются со счета несколько раз подряд)? А как будут платить владельцы автомобилей с номерами других государств? В общем, вопросов много, а ответов пока ни на один из них нет. Про обжалование спорных штрафов и говорить нечего — это и сейчас в тяжбе с автоматическими комплексами фиксации нарушений сделать крайне трудно, а когда речь пойдет об уже списанных с ваших счетов деньгах… А еще есть риск, что к электронному кошельку через чип в машине «подсосутся» мошенники.

Но раз уж в Казани экспериментом остались довольны, то, как показывает история с той же пресловутой «Автодорией», рано или поздно нововведения вступят в силу. Для полноты картины не хватает запрета на использование радар-детекторов, как это сделано в некоторых европейских странах. И тогда «штрафные» деньги потекут в бюджет полноводной рекой. Ну или «очипованные» автовладельцы разом перестанут нарушать ПДД. Что было бы очень неплохо…