Вести Экономика ― Начало года: три повода для беспокойства

Как говорила Алиса, та, которая была в Стране чудес и Зазеркалье: «Все чудесатее и чудесатее!» Начало года, пока мы в целом отдыхали и готовились к новому, напугало рынки не на шутку! Никто не понимает толком, что произошло. Нефть падает, американский рынок падает, китайский рынок — и тот падает! Об этом рассуждает в программе «Реплика» экономический обозреватель Алексей Бобровский.

Начало года мировые финансовые рынки встретили резким падением. Какие угрозы повисли над экономиками ведущих стран? И чего ждать дальше, в том числе, от цен на нефть?

Как в одном известном анекдоте, в котором аналитик аналитика пытает, мол, что происходит?

— Я могу объяснить, — говорит тот.

— Нет, объяснить я тоже могу, — говорит первый. Что происходит?! Вот это лучше всего отражает нынешние настроения.

Не в этом жанре объяснять подробно и детально происходящее, но основные моменты — почему бы и нет?!

Три источника угрозы для стабильности рынков, а значит, и для некоторых экономик, от которых зависит здоровье мировой экономики.

— Обратите внимание на то, как Народный банк Китая стабилизировал валютный курс юаня, но так и не смог успокоить фондовые площадки. Сегодня, кстати, биржи Поднебесной возобновили падение. С начала года оно уже почти 20%. Не страшно пока?

Согласен. Падение бирж Поднебесной — это проблемы только Поднебесной и тех инвесторов, которые не понимают местных нравов. Но важно отметить, что защитный механизм, ограничивающий убытки, на китайских фондовых рынках больше не действует. Так что где они там будут нащупывать дно — это вопрос! А комментарии китайских чиновников нужно еще научиться понимать. Хотя изначально все слова, как кажется, были совершенно понятны.

Мы знаем, что в период с 2016 до 2020 гг. стране нужно как-то показывать ежегодный рост в 6,5%. Председатель Си Цзиньпин назвал именно показатель в 6,5% роста необходимым для удвоения ВВП согласно китайскому плану на период с 2010 до 2020 гг. Что должно помочь Китаю справиться с поставленными целями? Ослабление местной валюты? Валютная политика Пекина пока инвесторам непонятна, это их сильно напрягает, но в то же время сдерживает падение на фондовом рынке. Пока Национальный банк уже вторую сессию курс поддерживает, после падений сразу после Нового года. Тогда, собственно, все и испугались.

— Угроза номер два — американский рынок. Он, впрочем, как и все остальные, реагировал на китайские чудеса. Реакция мощная: за неделю все мировые фондовые рынки лишились более 2 трлн долларов. Такого ужасного начала года на рынках не было, лет двадцать. Но, в отличие от китайского фондового рынка, американский — это почти прямое влияние на реальную американскую экономику. Там, как в Китае, не бывает, чтоб рынок испытывал обвал за обвалом, а экономика в год бы давала 6% роста.

Да, рынок ждал повода для коррекции, но так однообразно ситуацию воспринимать не стоит. Да, мы привыкли к тому, что политика и, что ли, геоэкономика не оказывают последние годы существенного влияния на экономики США, ЕС. Ибо у них есть печатный станок и был прекрасный инструмент — низкие ставки. Теперь время для повышения ставок, например в США, уже пришло. Правда, ребята там более изобретательные: то, что они придумали для себя, мировой финансовый мир пока еще не осознал. Тут два вопроса, на которые в краткосрочной перспективе должны ответить себе инвесторы и успокоится, и успокоить мировую экономику. Что будет с фондовым рынком в США, где пределы этой коррекции? Ну и как будет работать новый план ФРС?

— А пока не забудем и риск номер три — да, это нефть. На минувшей неделе нефть подешевела более чем на 10% и пережила худшее начало года за все время ведения статистики. Ситуация интересная. Знаете, это как с ценами на бензин в России: нефть растет — бензин тоже растет в цене, падает нефть, а бензин опять растет. На мировом нефтяном рынке история такая же запутанная.

Согласитесь, формально объяснить и падение, и если бы был рост цен на нефть, конфликтом между саудитами и иранцами было бы одинаково легко. Но сейчас из-за растущей нестабильности на Ближнем Востоке, да еще на фоне конфликта двух мощных сырьевых держав, падение нефти только ускорилось. Ключевые технические уровни очень близко, сейчас вся борьба развернется именно за них. Мы в наших программах неоднократно об этом говорили. Но теперь видно, что любое событие давит на сырьевой рынок, только еще больше. И хотя переизбыток предложения уже не так велик, как был когда-то, ценовая война продолжается.

Участники те же: США, Иран, Россия и саудиты. Идея начинающейся эпохи дешевой нефти уже начинает овладевать умами. Но вопросов два: насколько дешевой нефти и насколько долгой будет эпоха. Правда, правильнее ставить вопрос: эпоха ли это? Интересный месяц в самом разгаре.