Вести Экономика ― Рынок нефти далек от справедливых и равновесных цен

Цены на нефть упали на уровни, которые еще недавно казались чем-то нереальным. Во всяком случае в ближайшей перспективе. Хотя, конечно, о таком развитии событий мы предупреждали в конце прошлого года, рассуждает в программе «Реплика» экономический обозреватель Александр Кареевский.

Цены на нефть сейчас тема для обсуждения №1 на всех уровнях. Об этом говорят чиновники, аналитики, бизнесмены, да и почти каждый третий россиянин сейчас следит за сырьевыми котировками. Что же стало реальной причиной резкого падения цен на «черное золото»?

Да, не думалось, что эти прогнозы так быстро реализуются. Столь резкое падение цен, без намека на значимые коррекции, породило много опасений: низкие цены останутся надолго, и $60 за баррель — это голубая мечта всех производителей на десятилетия вперед. Появились даже рассуждения на тему заката углеводородной эры. Мол, вот-вот в нашу жизнь войдут возобновляемые источники энергии и вытеснят нефть и газ. И странам, их добывающих, нужно радоваться, что за нефть будут платить хоть что-то, например $10, как это было в 1998 году. Такие прогнозы дают уважаемые западные банки. Не все, конечно. Это экстремальный прогноз. Конечно, средние ожидания находятся на более высоком уровне, где-то $35-40 за баррель. Но практически все единодушны — низкие цены надолго. Это теперь, как принято, говорить «новая нормальность».

Но не слишком ли много пессимизма на этот счет? Создается впечатление, что этот пессимизм искусно подогревается. Да, организован он был по всем правилам информационных войн для поддержания настроения продавать все, что связано с нефтью. А информационная война имеет своей целью в конечном счете выиграть войну за мировое влияние, за сохранение лидирующих позиций в экономике, ликвидацию новых претендентов на кусок мирового экономического пирога. Именно поэтому в сознание рыночных участников внедряется мысль о «ненужности» нефти.

Ну вот опять теория заговора, скажет кто-то. Да нет никакого заговора! Есть спланированная операция по захвату сырьевых активов, уничтожение стратегических конкурентов. Конечно, эта операция готовилась давно, была проведена огромная работа в виде организации так называемой сланцевой революции. И вот сейчас ситуация близка к развязке. Цены упали до очень не комфортных уровней для многих производителей. Еще чуть-чуть, и начнутся банкротства компаний, да и целых государств. Вон Венесуэла уже кричит фактически о помощи, призывая созвать экстренную встречу ОПЕК: доходы страны на 95% зависят от продажи нефти, а ее себестоимость $60-70, то есть страна торгует нефтью себе в убыток. И она не одинока.

Даже богатейшая Саудовская Аравия и то задумалась о продаже части акций своей же государственной Saudi Aramco, крупнейшей нефтяной компании в мире. Правда, именно саудитов как раз и называют главными формальными зачинщиками ценовой войны на нефтяном рынке. Главе МИД Саудовской Аравии вчера даже пришлось оправдываться. Мы, мол, не манипулируем рынком для сдерживания Ирана. Противостояние этих стран, как известно, резко обострилось недавно. Они давно ведут геополитическую борьбу за главенствующую роль в регионе. А Иран уже вернулся на рынок после снятия санкций и, значит, будет увеличивать свои доходы. Таким образом, может вырваться вперед. Как бы там ни было, маховик ценовой войны раскручен, и остановить его будет нелегко.

Конечно, у снижения цен на нефть были и реальные причины. Спрос в последнее время рос медленнее предложения. Хотя он по-прежнему и остается на рекордном уровне, выход на рынок новых игроков серьезно повлиял на расстановку сил. Но это не могло привести к таким драматическим последствиям для рынка. Многие западные уважаемые специалисты говорят, что цена исходя из чистого соотношения спроса и предложения должна быть на уровне $60-70 за баррель. Все остальное падение — дело рук спекулянтов. Как сказал глава JP Morgan на экономическом форуме в Давосе: «Это эмоциональные действия рыночных игроков и чисто финансовые факторы». Конечно, финансовые, кто спорит! Ведь торговля на бирже нефтью — это торговля бумажками, вернее, циферками в компьютере, и к реальному рынку имеет опосредованное отношение. Так что сегодняшние цены — результат «работы» многих людей для решения собственных задач, далеких от установления справедливых равновесных цен на нефтяном рынке.

Ладно, можно долго спорить, есть ли заговор на рынке или нет, но котировки ниже $30, и нам нужно как-то на это реагировать. И даже если сейчас и произойдет отскок цен, они не вырастут до приемлемых для нас значений. Во всяком случае в ближайшее время. И бизнес-сообщество, и простые граждане начинают немного нервничать, и все удивляются олимпийскому спокойствию наших экономических властей. Такое ощущение, что они точно знают, что буквально завтра цены опять вырастут и мы спокойно заживем дальше. Возможно, это и правильно, не делать лишних (спорных) движений в трудной ситуации, но очень хотелось бы всем знать, а что предпримет правительство, в случае если так называемая «новая нормальность» с нефтью действительно случится и цены, к примеру, застрянут на текущих уровнях надолго? Пока же мы слышим о стандартных мерах, к примеру, о сокращении расходов бюджета. Но, как показывает наша же история, эти меры в лучшем случае позволят нам день простоять да ночь продержаться…

А как же новые источники экономического роста, планы по эффективному развитию и расширению производства, рост реального сектора, поддержка малого и среднего бизнеса, финансовая устойчивость государства? Без всего этого наша экономика не сможет выйти на передовые рубежи.

Как говорят военные, наш обоз отстал, тылы сильно растянулись…

Так что, может, все-таки нам не ждать милости от биржевых спекулянтов и, наконец, засучить рукава и строить совсем другую экономику, которая не будет нас заставлять каждый день следить за нефтяными ценами!