Скидка 50% на оплату штрафов ГИБДД: к чему привело нововведение


фото: Геннадий Черкасов

Платить или забить…

В 2015 году у ГИБДД объемы взысканных штрафов составляли в зависимости от региона от 60 до 80%, то есть проблема с должниками действительно существует. При этом, напомню, все полученные деньги идут в бюджеты субъектов.

Сколько? Тайна за семью печатями. Точная информация не раскрывается, хотя порядок цифр можно попытаться вычислить. По официальным данным, в прошлом году только с помощью камер было зафиксировано около 50 млн нарушений ПДД. Это около 67% от общего объема. Остальные штрафы накладывали инспектора вручную. Значит, всего чуть более 70 млн. Средний чек россиянина по каждому постановлению равен около 800 рублей. По крайней мере так утверждают в двух крупнейших российских платежных онлайн-сервисах, принимающих соответствующие переводы с электронных кошельков пользователей, банковских карт и терминалов. 70 млн умножаем на 800 рублей и получаем 56 млрд. Значит, примерно 11,2–22,4 млрд рублей относятся к так называемой проблемной задолженности.

Чтобы понять, насколько новый порядок оплаты штрафов простимулировал финансовую дисциплину водителей, обратимся к статистике ГИБДД за январь 2016 года. В этом месяце средствами технического контроля и инспекторами было выписано около 3,1 млн штрафов. Как утверждают гаишники, 95% из них могли быть уплачены со скидкой. На остальные 5% дисконт не распространяется: это штрафы за вождение в нетрезвом виде, ДТП с пострадавшими, повторное нарушение скоростного режима более чем на 40 км/час и т. д.

Из 3 млн постановлений более 700 тыс. оплачено в 50-процентном размере. Казалось бы, не много — менее четверти. Но ведь еще не вечер. Во-первых, крайний срок льготный оплаты за январь истекает только 19 февраля (31 января плюс 20 дней. — «МК»). Во-вторых, в январе на порталах госуслуг (gosuslugi.ru и pgu.mos.ru) отсутствовала возможность оплаты штрафа со скидкой. Она появилась только с 1 февраля. Поэтому многие граждане оплачивали постановления по полной программе. Были жалобы. Некоторые даже требовали вернуть половину средств. Однако это бесполезно.

По этому поводу ГИБДД распространила специальный пресс-релиз. «Уплата штрафов со скидкой в течение льготного периода не является обязательным условием — в соответствии с КоАП РФ. Она является возможностью, которой лицо, привлеченное к ответственности, может воспользоваться, а может и не воспользоваться. Таким образом, если штраф, который мог быть уплачен в течение льготного периода со скидкой, был все же уплачен правонарушителем в полном размере — это также считается корректной уплатой, и постановление считается исполненным», — заявил представитель Госавтоинспекции.

Впрочем, и без этого разъяснения понятно, что требовать что-то с ГИБДД себе дороже.

Как бы то ни было, к плюсам пятидесятипроцентной скидки можно отнести и то, что, возможно, часть водителей перестанут давать взятки гаишникам, или, выражаясь политкорректным языком, «оплачивать штраф на месте». А какой смысл рисковать, если можно оплатить половину штрафа вполне легально.

Тем не менее январская статистика, представленная гаишниками, пока не совсем релевантна. Первые предварительные итоги новации ГИБДД подведет не раньше апреля-мая. Поэтому «МК» обратился за дополнительной информацией в два платежных сервиса.

Хочешь ездить — плати штраф

Аналитики этих структур изучили, насколько быстро пользователи разных регионов сейчас платят штрафы, на какие суммы и кто делает это регулярнее, например, мужчины или женщины.

«В нашей системе в январе пользователи погасили в 3,4 раза больше штрафов, чем за тот же период прошлого года, — заявила пресс-секретарь одной из компаний Евгения Арнаутова. — Количество платежей выросло и по сравнению с декабрем 2015 года — на 28%, хотя обычно после Нового года люди платят штрафы реже, чем до него».

В большинстве российских городов водители стали быстрее погашать свои долги перед ГИБДД: в прошлом году в среднем по стране только 30% штрафов уплачивалось в первые 20 дней после их получения, а в январе 2016 года — уже 38%. Среди городов-«миллионников» наиболее дисциплинированные шоферы в Москве и Санкт-Петербурге. Меньше всего торопятся в Екатеринбурге и Уфе: в течение 20 дней жители этих городов платят лишь каждый пятый штраф.

Есть лидеры и среди областей: в Новосибирской и Рязанской областях 85 и 76% штрафников соответственно успели уложиться в указанный срок.

Чаще всего штрафы со льготой погашали мужчины: у них 68% платежей, у женщин — лишь 32%.

Чтобы вовремя узнавать о выставленных штрафах и не пропустить льготный период оплаты, пользователи начали активно подписываться на уведомления непосредственно на порталах госуслуг или на сайтах платежных систем. То есть водители оформляют подписку, не дожидаясь заказного письма.

«Так, за прошлый год на уведомления о штрафах по СМС и e-mail через нас подписались около 1 млн пользователей, при этом ежемесячно число подписок росло на 15–20%, — продолжает Евгения Арнаутова. — В январе 2016 года среднемесячное число новых подписок выросло аж в 4 раза».

«По итогам 2015 года на штрафы размером в 500–1000 рублей приходилось 76% от всех оплаченных через наш сервис, — говорит Сергей Воронин, официальный представитель другой компании. — «Письма счастья» на суммы меньше 500 и больше 5000 рублей водители получают реже всего — в среднем по стране всего в 2% случаев. Больше всего ПДД нарушают водители в возрасте 25–34 лет, причем независимо от половой принадлежности, а самые дисциплинированные участники дорожного движения — женщины до 24 и старше 45 лет».

Кроме того, Сергей Воронин рассказал еще об одной интересной тенденции. Как известно, в соответствии с действующим законодательством административный штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вынесения постановления. В случае неуплаты в срок по решению суда применяются санкции КоАП, которые предусматривают не только наложение штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного долга, но и вплоть до административного ареста до пятнадцати суток либо обязательных работ до пятидесяти часов. «В общем массиве мы видим, что сокращается доля просроченных штрафов, — полагает эксперт. — Хотя еще 2–3 года назад не платить считалось нормой и даже «хорошим тоном».

Видимо, сыграло свою роль несколько вещей. Во-первых, система оповещения стала намного совершенней и удобней. Во-вторых, периодически устраиваемые рейды ГИБДД, чьи сотрудники с помощью специальной техники выборочно тормозят машины, за номерами которых числятся долги. В-третьих, заработала драконовская норма, которой нет нигде в мире: гражданин может быть лишен права на управление автомобилем за неуплату долгов (алиментов, штрафов или присужденных судом платежей). На машину судебные приставы вообще могут наложить арест в качестве обеспечительной меры. И такие случаи уже бывали.

Наконец, с 15 января приставы получили право приостановить действие водительских удостоверений за просроченную задолженность более 10 тыс. руб.: страх остаться без прав также мог повлиять на платежную дисциплину.

Таможенники присоединяются к ГИБДД

Идея ГИБДД понравилась таможенникам. ФТС разрабатывает аналогичные поправки. Если проштрафившийся участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) расплатится с государством в течение 30 дней, то сумма взыскания уменьшится вдвое. Речь идет об изменениях в главе КоАП «Нарушения таможенных правил», которые коснутся и юрлиц, и «физиков». Это недекларирование, недостоверное декларирование, несоблюдение запретов и ограничений, нарушение сроков уплаты платежей и прочее.

По словам начальника пресс-службы ФТС Дмитрия Котикова, в 2015 году таможенными органами возбуждено 85,5 тысячи дел об административных правонарушениях. Планов по штрафам в ФТС нет и не будет. Взыскано свыше 1,1 млрд рублей. Сколько «не повиновались», таможня не раскрывают. Но скорее всего у ФТС доля неоплаченных вовремя (в течение 60 дней) штрафов минимальна.

Судиться или не платить невыгодно, особенно компаниям. Суды длятся месяцами. Таможня вполне может придерживать товар на складе временного хранения до тех пор, пока не будет вынесено решение. А за хранение тоже придется доплачивать. То есть издержки могут оказаться дороже самого штрафа. Бывает же и так, что вынужденная «аренда» места на складе обходится компании дороже, чем сам злосчастный товар, и уже нет нужды его оттуда вызволять.

Получается, для добросовестных участников ВЭД, которые, как правило, хотят сохранить репутацию, не портить отношения с таможней, скидка в 50% — хорошая мера.

Но не стоит забывать, что 60% административных дел приходится на физических лиц, которые гораздо неохотнее платят. Наибольшее количество дел возбуждено по фактам недекларирования и недостоверного декларирования товаров (32%), несоблюдения запретов и ограничений (16%), нарушений порядка временного ввоза (13%). Предметами нарушений чаще всего являются автомобили, табак, валюта, текстильные материалы и изделия, алкогольная продукция, продукция растительного происхождения, древесина.

Также напомню, что год назад, в феврале 2015 года, были внесены изменения в КоАП, согласно которым участник ВЭД, добровольно заявивший о допущенных нарушениях в поданной таможенной декларации, вообще освобождается от административной ответственности, если у него нет иных нарушений или задолженностей по уплате таможенных платежей. Тогда это все назвали «таможенной амнистией».