Французские кинематографисты освоили опыт царской охранки

Фото предоставлено пресс-службой фильма «Анархисты»

22-летняя Адель Экзаркопулос, сыгравшая в «Анархистах» главную женскую роль, в Россию не приехала. Но именно наши кинематографисты приметили ее еще до триумфа в 2013 году на Каннском кинофестивале фильма «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша, получившего «Золотую пальмовую ветвь». За эту роль Адель удостоена премии «Сезар» в номинации «Самая подающая надежды актриса». Когда-то Сергей Соловьев пригласил ее в свой проект «Елизавета и Клодиль», который так и не состоялся. Он знает толк в юных дарованиях. Про Адель Соловьев сказал тогда: «Это бомба!». И не ошибся. Потом Адель Экзаркопулос снялась у Михаила Косырева-Нестерова в «Поездке к матери». А мать одним лишь голосом сыграла Маргарита Терехова. Вместе с продюсером этого фильма Анастасией Ковтун малоизвестная актриса Экзаркопулос ездила по магазинам в поисках подходящего платья для Каннского фестиваля. Это уже потом на нее обрушилась мировая слава. В «Анархистах» у героини Адель был прототип — Риретт Мэтржан — анархистка и любовница сотрудника журнала «Анархия». Актриса прочитала ее мемуары.

События в «Анархистах» происходят в Париже в 1899 году. Молодые герои мечтают жить в свободном обществе, где не будет бедных, президентов и членов парламента. Режиссер Эли Важеман рассказывает: «На меня сильное впечатление произвела 12-ти часовая постановка «Бесов» Достоевского Петера Штайна и картина «Молли Макгвайрес» Мартина Ритта. Из них я почерпнул основной материал своего фильма. Наш герой Жан — из сиротского приюта. В его душе происходит внутреннее восстание, он не знает, как жить. Его отец, которого он почти не помнит, был в рядах Парижской коммуны. В крохотную группу анархистов Жан внедряется как агент, тем самым подхлестывает ее к новым акциям. Без него она бы развалилась, не превратилась бы в действенную организацию. Я не преследовал политических идей, меня интересовали проявления любви и дружбы, где герои наиболее полно раскрываются. Я изучал материалы, связанные с тем, как русская царская охранка работала, какие приемы применяла».

Знания Важеман применил так, что теперь получается, что эта славная организация орудовала топорно и бездарно. Режиссер наслышан о молодежной террористической группе «Народная воля», взявшей на себя ответственность за убийство царя Александра II. Он читал труды Кропоткина и Бакунина, проштудировал рапорты полицейских, внедрявшихся в ряды анархистов. В картине прозвучит лишь однажды имя русского анархиста Бакунина, идеи которого стали популярны в Европе. Там он жил. В Локарно до сих пор показывают туристам его дом. Жан влюбится в очаровательную анархистку в облике Адель и через эту любовь постигает идеи Бакунина, все премудрости революционной организации. А уж в любовных сценах Экзаркопулос равных нет.

Французский актер арабского происхождения Тахар Рахим хорошо известен в Европе. Он отмечен несколькими «Сезарами», сыграл главную роль в картине «Пророк» Жака Одияра, восторженно принятую в Каннах и награжденную там Гран-при. Недавно он представлял фильм «Шрам» Фатиха Акина на Венецианском кинофестивале. До этого снимался в «Секретах прошлого» знаменитого иранца Асгара Фархади, «Черном золоте» Жан-Жака Анно. На экране он производит впечатление сильного человека, а в жизни — слегка безразличного и мягкого. В «Анархистах» у него роль засланного казачка. Сирота Жан Альбертини, у которого ни кола, ни двора, решил начать жизнь с чистого листа, согласившись стать осведомителем. Он устраивается на завод, внедряется в среду молодых парижских анархистов, чтобы потом писать на них доносы и последовательно сдавать. То, что в картине концы с концами не сходятся, не смущает ни режиссера, ни исполнителя главной роли. Тахар откровенно скучал на встрече с российскими журналистами, как дитя зевал перед камерой. «Мой герой — человек, который не нашел себя, — говорит Рахим. — Попав в группу анархистов, он почувствовал себя дестабилизированным. Жан — не анархист, но он в себе обнаружил то, чего прежде не подозревал. У меня до съемок было поверхностное представление об анархизме, а оказалось, что это целая философия».