В Таджикистане ввели уголовное наказание за колдовской приворот

фото: morguefile.com

Срок за «чародейство при секс-домогательствах» — это уточнение к введенной ранее уголовной ответственности за чародейство вообще (с сентября 2015 года занятия магической деятельностью на территории Таджикистана пресекаются лишением свободы на срок до 7 лет).

По словам экспертов по стране, занятия разнообразными магическими практиками в Таджикистане очень распространены, но до сентября 2015 колдовство считалось административным правонарушением и наказывалось штрафом — пока отдельные чародейства не стали попадать в криминальную хронику.

Началось все года назад, когда был задержан мулла Абдулвохид Кодиров: он промышлял изгнанием джиннов из населения — пока в ходе ритуала один из его клиентов не скончался. По данным следствия, для того, чтобы «выгнать джинна» из пациента, мулла «сначала избивал его семью деревянными прутами, пока они не рассыпались, а затем сделал ножом несколько разрезов на его теле, а также под языком». От побоев и кровопотери 19-летний пациент скончался.

Вскоре за «изгнателем джиннов» задержали Абдуджаббора Абдурахмонова, известного как Мулло Джаббор: он успешно зарабатывал на жизнь заговорами, пока с их помощью не заставил нескольких молодых людей ограбить местного предпринимателя.

А чуть позже в том же 2013 году уголовное дело по статье «Насильственные действия сексуального характера» УК РТ было возбуждено против известного среди местного населения как «мулла-колдун» Асадулло Иброхимова. Мулла официально занимался целительством, но попался на приставании к пациентке.

Доказательством в суде стала видеозапись, сделанная самой потерпевшей: на ней «целитель» обнимает женщину и совершает движения сексуального характера. Скандал разгорелся, когда видео попало в интернет. Правоохранительным органам потерпевшая рассказала, что мулла обещал вылечить ее от бесплодия.

Позже нашлись и другие пострадавшие от любвеобильного муллы. По словам начальника пресс-центра МВД Таджикистана Махмадулло Асадуллоева, «так называемый мулла-лекарь обещал своим женщинам через чтение молитв избавить их от различных болезней, и начинал домогаться их». Правда, сам «мулла-колдун» вины в уголовном преступлении не признал, заявив в суде, что «виноват за грехи перед Всевышним, но по законам страны преступления не совершал». Но суд все равно признал Иброхимова виновным в насильственных действиях сексуального характера и приговорил к 7 годам колонии. Помимо этого, «мулле-колдуну» запретили заниматься религиозной деятельностью в течение 5 лет после освобождения и наложили на него штраф в 14,6 тысяч сомони.

А известного как Мулло Собир религиозного деятеля Собира Гиеева приговорили к 23 годам тюрьмы за то, что он вступил в брак с собственной несовершеннолетней падчерицей. В итоге, когда таджикские муллы стали не только больше всех колдовать, но и чаще всех попадать в криминальные хроники, на их неподобающее поведение обратил внимание сам президент республики Эмомали Рахмон, который осудил подобные действия, «позорящие имя и образ религиозного человека и мусульманина». Все это вынудило правительство Таджикистана подготовить поправки к УК, которые и были приняты сегодня.

Правозащитник из Таджикистана, руководитель информационно-правового центра «Миграция и закон» Гавхар Джураева:

— Таджикистан всегда был богат на магические традиции: правда, раньше промышляли ими не религиозные деятели, а среднеазиатские цыгане, которых в стране полно. И разнообразные ритуалы существовали всегда, но до поры не приносили особого вреда. Ведь иногда «колдун» выступает как психолог — выслушает, обнадежит…

Но за последние годы колдунов с каждым днем становится все больше, а их чародейства превращаются в злодеяния. Это объяснимо: когда страна в переходном периоде, когда есть определенные трудности и тяготы, всегда на поверхность всплывают всяческие экстрасенсы, маги и колдуны. За свои «услуги» они вымогают у оболваненных клиентов самый насущный дефицит — деньги (у и без того бедного населения) и интим (в то время, как по местным традициям секс без брака — величайший позор для женщины и клеймо на всю жизнь).

Тем более ужасно, что это делают муллы, которым народ, в большинстве своем исповедующий ислам, привык доверять. А женщины вообще более уязвимы — особенно если они пришли просить о здоровье детей или близких, или лечиться от бесплодия — ведь если таджикская жена не может родить, это тоже практически ставит крест на нормальной семье для нее.

Конечно, правительству надо остановить этот промысел — и самих мошенников, и тех, кто подкармливает этот рынок. Но мое мнение — оценка действий в таком деликатном вопросе должна быть очень аккуратной, а меры дифференциированы. Ведь существуют и настоящие целители — какой, например, была Джуна. А есть откровенные мошенники, спекулирующие на самом больном. Например, был деятель, который обещал за мзду оживить усопших близких. А представьте, если у вас умер родной человек и рана еще свежа, пожалеете вы денег за такое обещание? Это обман — очень циничный и жестокий, а если он еще исходит от религиозного деятеля, то это тем более страшно. Даже в Москве среди таджикских мигрантов, привычных к «магическому решению вопросов», промышляют псевдо-муллы — они знают всего одну суру из Корана, зато прекрасно умеют обманывать доверчивых людей и вымогать у него желаемое.

Востоковед Александр Гасанов:

— Вообще наказание за колдовство действует в Таджикистане еще с 2008 года, но оно каралось денежным штрафом, который удваивался в случае повторного нарушения. Правда, в кодексе об административных правонарушениях понятие «колдовство» не было четко прописано.

В настоящее время, по информации таджикских правоохранителей, количество людей, занятых магической деятельностью, исчисляется тысячами и стремительно увеличивается.

Правда, и после введения сегодняшних поправок у осужденных за сексуальные домогательства есть альтернатива лишению свободы — штраф в размере 200 сомони (около 2000 руб) из расчета за каждый день положенного по статье заключения.

Кстати, согласно законодательству республики, таджикская таможня пристально следит, чтобы на территорию страны не ввозились пособия по «околдовыванию людей» и периодически изымает подобную литературу, ввозимую частными лицами (особенно, через границу с Афганистаном). Опасность подобных книг оценивается специальной экспертизой, а на контрабандистов, везущих пособия по магии, заводятся административные дела. Я считаю, что подобный фильтр полезен: ведь пособия «по одурманиванию людей» могут на поверку оказаться нужными не для магического промысла, а для сугубо практического — например, могут быть пособиями по гипнозу для вербовщиков-экстремистов.

Имам Али-Абый, Казанский исламский колледж:

— В функции имама (или муллы) входит разъяснение правоверным сур Корана, беседы на религиозные темы, совершение религиозных обрядов (молитвы на рождение, смерть, бракосочетание и пр события) и на мусульманские праздники. Никакого целительства или какого-либо другого лечения это не подразумевает — это все от шайтана! И тот, кто этим занимается, вводит себя в большой грех.