За митингующими в Москве будут следить при помощи пуговиц и брошек

фото: morguefile.com

Согласно конкурсной документации, закупить ведомство планирует целый арсенал скрытых камер, закамуфлированных под привычные бытовые мелочи. Так, в списке желаемого оборудования числятся обманки в виде броши и значка (комсомольского или чего-то посовременнее — не уточняется). Кроме того, камеры вмонтируют и в пуговицы на одежде стражей порядка. Причем вариантов дизайна будет, хоть отбавляй: скрытый глаз «большого брата» будет прятаться и в пуговице пиджака, и рубашки, и на джинсах. Ну а если прохладно и надо надеть куртку, камеру спрячут в заклепку. Для тайных агентов женского пола запланирована особая хитрость: камеру можно будет повесить на сумочку и выдать ее за обычную декоративную заклепку.

Сами крошечные видеокамеры предусмотрены как черно-белые, так и цветные.

Кроме того, планируется закупить мобильные терминалы для передачи видеоинформации, которые способны выдерживать перепады температуры воздуха от минус 20 до плюс 40 градусов.

Победитель тендерной гонки должен будет поставить шпионские видео-гаджеты в Москву, Екатеринбург, Воронеж, Белгород, а также Нальчик и Махачкалу.

По мнению экспертов, скрытая слежка во время массовых мероприятий, — мера в принципе законная, но абсурдная.

С одной стороны, закон о защите персональных данных говорит о том, что снимать (в том числе и скрыто) людей в публичном месте можно, — говорит научный координатор НИИ митингов Александр Бикбов. — А с другой, есть подзаконные акты, которые запрещают использовать шпионское оборудование. Правда, только в личных целях и интересах.

Получается, сотрудники полиции будут иметь полное право снимать «любительское» видео с митинга, спортивного матча или, например, майской демонстрации. Но смогут ли они использовать этот ролик в качестве доказательства, если закамуфлированная под брошку-бабочку камера заснимет драку или призывы к массовой бойне?

— По факту сейчас здесь наблюдается очень жесткая ассиметрия, — рассуждает Бикбов, — Как только любые кадры, будь они сняты хоть на скрытую, хоть на открытую камеру, представляют полицейские, суд их принимает в качестве доказательства. А если это делает простой гражданин, такое доказательство приемлемым не признается. Боюсь, что в данном случае мы являемся свидетелями рождения новой формы тайной полиции.