Почему деньги стали убегать из Москвы


фото: Геннадий Черкасов

— Не только российским бизнесменам свойственно плакаться, это делают везде, даже в самых успешных странах. Людей всегда печалит, когда заработанное приходится отдавать: в виде налогов, арендной платы или платежей, связанных с лицензированием. Во всех странах предприниматели пытаются оптимизировать свои выплаты, обойти налоговые рифы, и иногда в итоге разбиваются о них. А у российского предпринимателя есть еще одна печаль — издержки, связанные с улаживанием отношений с проверяющими организациями и правоохранительными органами. Такие выплаты, к сожалению, приходится предусматривать. Но если жить по закону, то этих издержек можно избежать. Существуют особые, более лояльные к предпринимателю налоговые режимы: упрощенная система, патентная система… Если вовремя перейти на них, то и у проверяющих органов будет меньше возможностей задавать деловому человеку лишние вопросы.

Поэтому я считаю, что жить и выгодно работать предпринимателю в Москве вполне можно.

— Однако периодически публикуются рейтинги, в которых Москва занимает далеко не первые места среди всех регионов по комфортабельности ведения бизнеса…

— Москва всегда была привлекательна для предпринимателей, многие стараются переводить сюда свои бизнесы из регионов потому что в столице больше людей, выше покупательная способность и больше доходов. Но в последние месяцы все чаще я слышу, что московские предприниматели смотрят, как перевести свои бизнесы в другие регионы. Особенно — производственные предприятия, поскольку в Москве не только рабочая сила стоит дороже, но и растут издержки на недвижимость и землю. Налоги и сборы, которые бизнес платит по кадастровой стоимости за недвижимость и землю, делают производство нерентабельным. Торговля, безусловно, остается привлекательной, но она постепенно закрывается для малого нестационарного бизнеса. Городские власти ведут политику резкого сокращения нестационарной торговли, оставляя ее только там, где нет капитальных объектов.

В Москве всегда было выгодно работать, и к сожалению только в последнее время мы слышим от бизнеса обратное. Соответственно, мы думаем о том, как исправить ситуацию.

— Насколько опасно будет для столичной экономики, если бизнес начнет массово уходить из города?

— Массового ухода быть не может. Мы все постараемся этого не допустить. Городские власти будут руководствоваться целесообразностью, как и каждый конкретный бизнес, для которого любой переезд равносилен пожару. Но теряя даже одного предпринимателя, город теряет налогоплательщика и рабочие места, которые тот создавал. А с каждого рабочего места уплачивались налоги.

— Почему же городское правительство создает такие риски для своей налоговой системы, ужесточая правила игры дли бизнеса? И какие рекомендации вы даете мэру в своем докладе бизнес-омбудсмена?

— Правительство Москвы риски осознает. От столичного чиновника недавно я слышал такую статистику: один работающий москвич приносит в казну города, в среднем, 200 тысяч рублей ежегодно в виде различных налогов и платежей. А каждый неработающий вытягивает из городской казны 80 тысяч рублей за тот же год. Поэтому московские власти создают городские программы, направленные на увеличение занятости и самозанятости, стимулируют строительство технопарков, создание высокотехнологичных и инновационных рабочих мест. Это можно только приветствовать, но не все москвичи в состоянии тащить инновационную лямку. Кому-то нужно работать и в сфере обслуживания, и в торговле, и заниматься бизнесом, который не связан с инновациями.

Мой доклад направлен на то, чтобы проанализировать картину проблем, которую мне рисуют предприниматели Москвы, и высказать властям предложения, связанные с редактированием законов и нормативных документов, которые могли бы облегчить жизнь предпринимателям. Скажем, столичные власти при уплате налогов с продаж уравняли торговый зал площадью в 50 кв. метров с десятиметровым. Но это же совсем разные обороты и выручки, о чем нам бизнес сигнализировал весь год. Поэтому мы предложили более четко разделить налогоплательщиков по метражу их торговых точек. Это предложение, как и ряд других, должно рассматриваться депутатами.

В течение года было много жалоб на рейдерские захваты. Выявился даже новый вид рейдерства — захват предприятий Интернет-торговли. Депутаты могут рассмотреть закон об усилении ответственности за подобные акции.

Я рассчитываю, что парламент примет те законы и предложения, которые вносит экспертное сообщество.

Есть замечания к работе работой земельной комиссии: она иногда затрудняет подготовку площадок для начала инвестиций. Мы предлагаем властям готовить проекты, которые могут быть предложены бизнесу для инвестирования. Не секрет, что сейчас очень много людей перевели свои сбережения в валюту, и держат ее даже не на депозитах, а просто в наличном виде в банковских ячейках. Банкиры по секрету говорят, что арендовать ячейку стало почти невозможно — все сейфовые залы заняты. Но держать деньги в ячейке, как и под подушкой, не выгодно. И если город начнет предлагать интересные проекты для инвестирования с прозрачной и ясной рентабельностью, то бизнес может вернуться из наличности в банки и в развитие экономики. Для этого ему, конечно нужны гарантии. Мы такие предложения сформулировали.

— Какую часть бюджета Москвы дает предпринимательство?

— У нас, к сожалению, только сейчас планируется законодательно закрепить ведение реестра малого и среднего бизнеса налоговыми органами. Тогда будет понятно, какой сегмент экономики сколько дает в казну. Пока можно только предполагать. По нашим предположениям, работой в малом бизнесе, в частном секторе в Москве заняты около 2 миллионов человек. С учетом семей, так или иначе с предпринимательством связаны около 5 миллионов москвичей.